01.09.2005 / Наш край

КАКОВА РАБОТА, ТАКОВ И ПРАЗДНИК

Самое крупное в Мурманске, второе по возрасту на Кольском полуострове и одно из крупнейших в регионе - все эти титулы относятся к одному и тому же предприятию - Мурманскому морскому торговому порту. ММТП появился на год раньше столицы нашего края. И по сей день он остается градообразующим предприятием.

Сегодня у его коллектива знаменательный день: предприятие отмечает 90-летний юбилей. Позади десятилетия, наполненные самоотверженной, подчас героической работой. Впрочем, сегодняшний праздник можно по праву считать и городским, и областным - слишком велика роль Мурманского торгового порта в истории и современной жизни нашего края.

УТРОМ ПОРТ, ВЕЧЕРОМ ГОРОД

Строить или не строить порт на Кольском полуострове - такого вопроса перед российским Правительством не стояло. Он был нужен, жизненно необходим, и разговор об этом шел еще в 70-х годах позапрошлого века. Однако толчок к ускоренному решению вопроса дала Первая мировая война. Стране требовалась магистраль для доставки грузов из-за границы. Баренцево море для этой цели подходило как нельзя лучше. Соединенный новой железной дорогой с Петроградом и центром страны, расположенный в незамерзающем заливе, порт Романов-на-Мурмане рассматривался как наиболее перспективный.

Единственно, с чем возникли разногласия, - место строительства. Изначально предлагалось три варианта, из которых самым предпочтительным называлась... Монастырская губа на острове Кильдин. Возможно, так и стали бы мурманчане островитянами, но в 1915 году внимание изыскателей привлекло южное колено Кольского залива в районе Семеновых островов, как раз на месте нынешнего торгового порта.

19 июня по старому стилю на берегу залива был установлен первый репер, и началось сооружение временной пристани. А ровно два месяца спустя, что соответствует 1 сентября по новому стилю, к ней ошвартовалось первое судно - пароход "Дротт" из Нью-Йорка с материалами для строительства порта и железной дороги. Эта дата и признана днем рождения предприятия.

Строители и рабочие порта, приехавшие на Север из разных уголков России, стали первыми жителями родившегося годом позже города Романов-на-Мурмане. Их поселения расположились на склоне сбегавших к заливу сопок. Это были люди, благодаря которым порт уже в годы Первой мировой войны подтвердил свою значимость для жизни страны. Не сдал позиций он и в дальнейшем, став основным связующим звеном Советского Союза и государств антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, главными воротами нашей державы в Арктику и одним из крупнейших транспортных узлов к концу XX века.

ВОРОТА В АРКТИКУ

С момента появления причалов в Семеновской бухте Россия получила круглогодичный выход в Мировой океан. 11 апреля 1921 года декретом Совета народных комиссаров порт был открыт для иностранных судов, что положило начало экспортной кампании. За рубеж повезли зерно, рыбу, лес, чуть позже - апатит, который вскоре стал и по сей день остается одной из главных составляющих грузопотока.

От мурманских причалов началось завоевание Арктики. Отсюда 15 августа 1921 года отправился в путь второй отряд первой Карской экспедиции. 10 августа 1933 года порт проводил в героический рейс теплоход "Челюскин".

В годы Великой Отечественной войны порт, впрочем как и весь Мурманск, превратился в руины от бесчисленных бомбардировок. Фашисты понимали: пока его причалы принимают суда, Советское государство и союзники будут бороться вместе. И они не ошиблись. За весь военный период порт переработал в общей сложности 1 миллион 680 тысяч тонн импортных, а также свыше 800 тысяч тонн отечественных народных и военных грузов, обслужив три с половиной сотни судов.

Победа далась портовикам нелегко. На трудовом посту за время войны погибли 103 портовика, более 300 получили ранения. В истории порта немало примеров, когда рабочие, рискуя жизнью, спасали от огня суда и грузы. За трудовые подвиги свыше трех с половиной сотен человек, работавших в годы Великой Отечественной в Мурманском торговом порту, были награждены орденами и медалями СССР. А в июле 1945 года Мурманскому торговому порту было передано на вечное хранение переходящее Красное знамя Госкомобороны СССР. Оно стало официальным признанием огромного вклада предприятия в дело борьбы против захватчиков.

Затем продолжилась уже мирная борьба - за экономическое процветание, за сохранение позиций России в Арктике. 6 мая 1960 года в порт вошел атомный ледокол "Ленин". Вслед за ним у нас прописались новый ледокол "Москва", модернизированный "Красин", несколько позже - "Арктика", которые отправлялись на покорение ледовых пространств северных морей именно из Мурманского порта.

ГУЛЯЕТ ВЕСЬ ГОРОД

Даже в непростые 90-е годы прошлого века порт работал эффективно, своевременно и в полном объеме выплачивая зарплату своим сотрудникам и налоги государству. А в последние годы показатели его деятельности неуклонно растут. Открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт", учрежденное в 1994 году, сейчас является крупнейшим и едва ли не единственным перевалочным пунктом угля в Северном морском бассейне. По грузопереработке он второй в Северо-Западном регионе после петербургского, перешагнул в прошлом году рубеж в 12 миллионов тонн. И рост продолжается. За пять месяцев текущего года эта цифра превысила аналогичный период прошлого года более чем на 17 процентов.

Перечислять достижения Мурманского морского торгового порта можно долго. И мы неоднократно об этом рассказывали.

Свой юбилей портовики отмечают с размахом - какова работа, таков и праздник.

Первое из торжественных мероприятий состоялось вчера. Возле здания управления порта был открыт памятный знак. Это гранитная копия символического маяка, установленного на том самом месте, где в 1915 году появился первый репер. А затем в зале областной филармонии работники принимали поздравления и награды: в честь юбилея свыше четырехсот человек стали обладателями медалей и грамот различного уровня.

Основные же события развернутся завтра. Хотя даже в этот день полностью отвлечься от работы портовикам не удастся. В 10 часов руководители предприятия вместе с коллегами из других регионов России и представителями железной дороги соберутся на большую встречу, посвященную развитию мурманского транспортного узла. Проведет ее министр транспорта Игорь Левитин. А в 16 часов он поздравит юбиляров на торжественном собрании, куда приглашены также руководители области и города.

Поучаствовать в празднике смогут и горожане. В 17 часов на площади Пять Углов начнется народное гулянье, посвященное 90-летию Мурманского морского торгового порта. В программе большой концерт с участием творческих коллективов и солистов из Мурманска и области, а также гостей из Санкт-Петербурга. До 21.30 на улице Ленинградской, перед гостиницей "Арктика", раскинет свои разноцветные шатры выездная торговля. Завершится праздник в 22.15 красочным салютом.

Отпраздновать солидный юбилей Мурманского морского торгового порта приглашаются все желающие.

Илья ЛЕОНИДОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.09.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,753576,232579,920473,3547
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня