12.11.2005 / Наш край

ДЕШЕВОЙ РЫБЫ СТАЛО БОЛЬШЕ

Сразу два траулера Мурманского губернского флота (МГФ) - "Николай Репников" и "Призыв" - прибыли в минувшие праздники в родной порт. Первый пришел "по зеленой" и привез полный груз полярной тресочки - сайки. Второй закончил рейс и прибыл менять экипаж также с полными трюмами трески и пикши. Однако, похоже, дома их не все ждали...

Есть такие службы, для которых выходных в календаре, казалось бы, существовать не должно. Скорая помощь, к примеру, таможня, пограничники, портовики. Сейчас к ним прибавился еще и Россельхознадзор, без разрешения которого никакое промысловое судно не может выйти в море. Однако, если раньше в исполняющем эту функцию Мурманрыбводе сидели дежурные, невзирая на "красные" дни календаря, то сейчас рыбаки, пришедшие "по зеленой", оказались в пиковой ситуации - сотрудники Россельхознадзора отдыхали в полном составе все три положенных дня - с 4 по 6 ноября.

- Картина невеселая: на календаре 5 ноября, судно обязано выйти в рейс, а вышеназванная контора на замке, печать, без которой портнадзор "Николая Репникова" в море не выпустит, поставить негде, - сетует генеральный директор МГФ Станислав Никаноров. - И как тут быть?

Досаду судовладельцев понять можно. С передачей некоторых функций Мурманрыбвода Россельхознадзору количество контролеров, инспектирующих промысловые суда, увеличилось, а вот порядка не прибавилось, так как свои действия новая служба пока с рыбаками согласовать не в состоянии. И если такие структуры, как таможня, погранслужба, портнадзор, работают круглосуточно, без выходных, для того чтобы флота не простаивали, то Россельхознадзор, похоже, на этот уровень еще не вышел.

Забегая вперед, скажу, что "Николай Репников" в порту не задержался: руководство МГФ попросту обзвонили поквартирно ответственных за выход в море судна россельхознадзоровцев, съездили за кем нужно домой и искомые печати и подписи на документы получили. Однако можно ли этот метод рекомендовать для всеобщего применения? Сомнительно. Наверное, все же проще организовать дежурства по праздникам в этой структуре.

На борту "Николая Репникова" мы побывали в субботу, 5 ноября. Экипаж во главе с капитаном Анатолием Смоглиенко выглядел усталым, но довольным. Юркая, быстроходная рыбка-сайка далась нелегко. Тем более что поднаторевший на ловле донных видов - трески и пикши - капитан на промысел сайки отправился впервые. И тут существенную помощь оказывал ему капитан-дублер, уже ловивший ранее полярную тресочку Сергей Соколов. Однако помощь-то помощью, да чтобы поднять трал с сайкой на борт, ее еще и найти надо было.

Хорошо помнится октябрьское совещание в правительстве области, на котором руководители рыбохозяйственного комплекса обсуждали перспективы и проблемы промысла сайки. То, что ловить "народную", доступную по цене даже пенсионерам рыбку надо, понимали большинство судовладельцев. Еще бы, в прошлом году из достаточно солидной квоты было выбрано лишь 3 тысячи тонн. А на год нынешний выделено 35 тысяч. Оставим рыбу в воде - в будущем квота может "уплыть" более расторопным добытчикам других бассейнов, а то и зарубежным промысловикам.

Однако рентабельность работы на этом объекте всегда была очень низкой, а с учетом резкого повышения эксплуатационных затрат из-за роста цен на топливо и низкого спроса на сайку два года назад сомнения по поводу эффективности такого промысла были у большинства крупных судовладельцев. Пугало и то, что отсутствие поисковых судов может привести к большим временным и финансовым потерям. Поэтому на совещаниях было принято решение выделить на поиск одно из судов губернского флота. Предполагалось, что путем заключения договоров участники промысла частично компенсируют затраты на поисковые работы. Таким образом обеспечивался уверенный выход судов других предприятий на разведанные крупные скопления. Но к назначенному сроку ни один договор не был подписан. И все же, выполняя обращения руководства департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области, на поиск ушел "Николай Репников". Через несколько суток вышли на хорошие скопления сайки. Однако не так-то просто в промысловом режиме удерживаться на скоплениях, которые активно смещались, распадались в зависимости от времени суток. Поэтому в помощь направили еще одно судно - "Иван Торнев". Две недели губернский флот работал в одиночестве, выдавая в сводках хорошие результаты. И повалил народ. Пришли крупнотоннажные суда других компаний. Ведь "рыбное" место в промысловом районе не скроешь.

Как раз в эти дни губернцы выбирают свою квоту - 2100 тонн. Теперь свое слово должна сказать торговля. В порт транспортами уже доставлено 1500, тонн да еще и "Николай Репников" выгрузил 335 тонн мороженой сайки. К слову сказать, большая часть рыбопродукции уже реализована. Спрос есть, и цена пока устраивает - в среднем около 10 рублей. 50 тонн передано городу по программе "Дешевая рыба".

Сработала команда "Репникова" на совесть. Экипаж здесь крепкий. Пример самоотверженной работы товарищам подавали старший механик Ромуальдас Бальсис, старший мастер добычи Андрей Калинин, 2-й помощник капитана Петр Нестеренко. Слаженно трудилась машинная команда, что особенно важно при рейсе в условиях осенне-зимней навигации: ведь ловить сайку приходилось не только в шторма, но и в усеянном тяжелыми льдами море.

Сейчас экипаж "Репникова" трудится в районе острова Медвежий. Добирает остатки тресковой квоты. Вернутся моряки в родной порт не раньше Нового года...

Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.11.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня