08.12.2005 / Наш край

МОНТЕССОРШТЦЫ, ДЕТИ ЛЮБВИ

Итальянка Мария Монтессори долго прожила, может, еще и потому, что очень любила детей. Педагог-психолог, она разработала уникальную методику развития ребенка с младшего до школьного возраста. Монтессори жила в ХIХ-ХХ веках, а вот придуманная ею система применяется и поныне. Оленегорский детский сад "Олененок" пока единственный у нас в области, где используется наследие талантливого педагога. На днях малышня, воспитатели, родители и примкнувшие к этой компании любопытные горожане отметили 10-летие со дня образования первой Монтессори-группы.

Воспитатели детских садов, хорошие воспитатели, это профессиональные чудаки по определению - они впадают в детство сразу по окончании училища или пединститута. "Олененку" на таких повезло. В зале Дворца культуры ГОКа они показали своих "цыплят" - озорных и милых, серьезных и уверенных в себе маленьких человечков. Шоу включало множество жанров, разве что по канату не ходили. И главное, маленькие артисты играли спектакль с превеликим удовольствием. Вот, пожалуй, и нашлось ключевое слово к пониманию системы Монтессори - игра.

Среднестатистический ребенок поступает в детсад, когда ему минет года полтора-два. Все, милок, кончилось младенчество. Маме пора на работу, а тебе - вливаться в коллектив. Придется привыкать. Да только процесс этот порой нелегко дается ребятишкам, первые стрессы зачастую перерастают во взрослые комплексы.

Заведующая детским садом со "счастливым" номером 13 Галина Якуничева всегда отличалась неугомонным характером и вечно что-то искала. Однажды в "Учительской газете" наткнулась на статью, рассказывающую о методике Марии Монтессори. Статья не давала покоя. Галина Григорьевна связалась с написавшей ее журналисткой и с головой окунулась в тему. Были и сомнения - обучающие и развивающие материалы стоили больших денег.

В конце концов искушение попробовать методику взяло верх. Первые материалы приобрели в далекой Голландии. Помните, какие времена были десять лет назад? Но педагоги-единомышленники не отказались от мечты - стали зарабатывать деньги, пекли пирожки на продажу, в подвале сада оборудовали мастерскую, наняли мастеров, которые занимались изготовлением Монтессори-моделей по чертежам. Воспитатели вели воскресную школу - появилась копилка. Искали и, если везло, находили спонсоров. Так, вкратце, прирастали Монтессори-группы.

Поначалу приходилось заниматься "агитпропом" среди родителей, разъясняя плюсы методики, а сейчас в садике, что называется, полный аншлаг. Интересно, что среди успешных воспитанников немало тех самых стрессовых детей, которые не прижились в других садиках.

Монтессори-группы разновозрастные, здесь ребятишки от 2,5 до 7 лет. Делается ставка на свободную индивидуальную работу ребенка с развивающими материалами, нет давления на выбор малыша, одновременно все подчинено внутренней логике, нет ничего случайного. Заинтересованность ребенка, радостное познание мира - на этих "китах" зиждется изобретение Монтессори. Дети не сидят "за партой", слушая теорию об устройстве мироздания, они свободно передвигаются, все время играют, ставят маленькие опыты - с водой и даже огнем, постигают азы грамоты и счета, делают свои открытия. А педагог при этом - посредник и помощник.

И что в итоге? Хорошо развитые, незакомплексованные дети, подготовленные к следующему этапу жизни. Хотя пессимистов среди сторонников традиционной педагогики было достаточно. И то верно, ведь изначально Мария Монтессори готовила свою систему для детей с ограниченными возможностями. Но, как нередко бывает, в ходе исследования случаются попутные открытия. Оказалось, что методика применима гораздо шире, чем задумывалось. Она развивает детей гармонично, в согласии с собой и миром.

У нас в стране эта система успешно применяется в Петербурге, Москве, Иванове, Екатеринбурге и других городах. Все педагоги оленегорского "Олененка" прошли специализацию в столичных центрах Монтессори и поныне продолжают повышать квалификацию.

У "Олененка" немало и других достижений: здесь есть бассейн, спортзал, зимний сад. За небольшую доплату оказываются дополнительные образовательные услуги - ребятишки изучают английский язык, ездят на экскурсии в мурманский океанариум, Лапландский заповедник. Педагоги отслеживают динамику развития ребенка, когда он поступает в школу, ведется аналитическая работа. Кстати, среди участников театрализованного представления было много выпускников разных лет - бывших монтессорийцев.

Работница ГОКа Светлана Кеба тоже воспитанница "Олененка".

- Тогда, правда, еще не было Монтессори-групп, - рассказала она. - Зато сейчас здесь занимается моя дочь Елизавета, и я очень довольна ее развитием. Лизе шесть лет, и она полностью готова к школе - читает с четырех, хорошо болтает по-английски. Родителям спокойно за ребят, мы видим, какой заботой они окружены. Причем видим в буквальном смысле - мама или папа могут присутствовать на любом занятии, здесь полная прозрачность педагогического процесса. На родительских собраниях педагоги демонстрируют видеозаписи занятий, детских игр - мы вместе это обсуждаем, анализируем успехи детей. Группы маленькие - 10-12 человек, воспитатели очень доброжелательные. К ребенку относятся как к личности, бережно. А еще ведется дневник на каждого воспитанника, где фиксируются шажки его развития - нам, родителям, ведь всегда некогда!

...Помимо островка радости - "Олененка" - в городе есть и другие, совсем другие детские обители. Например, детдом, где растут не сироты, а в основном мальчишки и девчонки, брошенные родителями. Социальный приют для ребят, попавших в сложные жизненные ситуации, интернат для детей с отклонениями в развитии. Увы, обычный набор богоугодных заведений, которых требуется все больше и больше. Потому-то так удивил и обрадовал "Олененок" и его обитатели, монтессорийцы.

Татьяна ПОПОВИЧ

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.12.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,620875,381477,315073,4494
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня