27.01.2006 / Наш край

НЕ ТОЛЬКО РЕЗАТЬ, НО И СТРОИТЬ

Стальные тросы натянулись, зашевелилась огромная якорная цепь, и плавучий или, как его называют специалисты, передаточный док "Паллада" стал медленно отходить от пирса. Через пару часов он вышел на глубоководье и начал погружаться. Когда глубина достигла необходимой отметки, с палубы дока, словно поплавок, всплыл 1000-тонный блок реакторного отсека, который тут же подхватил буксир.

За происходящим наблюдали инспекторы - технические специалисты компании RWE NUKEM и представители министерства торговли и промышленности Великобритании. Эта доковая операция на судоремонтном заводе "Нерпа" в Снежногорске - заключительный этап финансируемого англичанами проекта утилизации выведенной из боевого состава флота в 1999 году многоцелевой атомной подлодки.

Контракт стоимостью около 5 миллионов фунтов стерлингов подписали в Лондоне в апреле прошлого года. Работы были рассчитаны на год, но "Нерпа" выполнила свои обязательства с некоторым опережением - производственные мощности и отработанная за много лет технологическая схема утилизации позволили это сделать. Выгружено и отправлено на "Маяк" отработанное ядерное топливо, на гильотине "Харрис" измельчен металл корпуса, подготовлен к длительному хранению и теперь спущен на воду трехотсечный блок.

Внешне он похож на огромный цилиндр. Это часть корпуса: в центре - реакторный отсек, по бокам - два других, полых внутри и герметично заваренных. Такая конструкция позволяет длительное время хранить блок на воде, периодически проверяя его герметичность. Как говорят специалисты, для окружающей среды он никакой опасности не представляет. Храниться он будет у причалов губы Сайда, куда его транспортируют в ближайшее время.

Зарубежные гости остались довольны выполненными работами. "С подрядчиками у нас хорошие отношения и нет проблем: проект реализуется в соответствии с бюджетом и графиком", - говорит Алан Хейс, куратор ядерных проектов, которые Великобритания финансирует в России.

По словам Хейса, средства на утилизацию атомных подводных лодок Соединенное Королевство больше выделять не будет. Деньги направят на обеспечение безопасного хранения отработанного ядерного топлива, в частности, на строительство хранилища для него на "Атомфлоте" и на проект в губе Андреева. С "Нерпой" в ходе визита подписано еще два контракта. Они предусматривают выделение средств на улучшение системы вентиляции эллинга - крытого заводского цеха, а также оснащение площадки временного хранения твердых радиоактивных отходов. Завершить эти работы планируется в июле этого года.

Совершенствованию инфраструктуры завода способствует также проект, который "Нерпа" реализует в соответствии с соглашением между Россией и Германией. В июне прошлого года в рамках программы "Глобальное партнерство" завод получил оборудование на сумму около 4,5 миллиона евро. Оно задействовано в строительстве пункта длительного хранения реакторных отсеков атомных подлодок в губе Сайда. В этом масштабном проекте, оцениваемом в 300 миллионов евро, "Нерпа" имеет ряд контрактов. В частности, заводчане готовят реакторные отсеки для длительного хранения, ремонтируют буксиры "Маринеско" и "Повенец" для транспортировки блоков в Сайду и строят металлические конструкции, на которых эти блоки будут храниться. Предусмотрен ремонт плавдока "Паллада".

24 января, в день, когда на заводе была английская делегация, немецкие инспекторы контролировали на "Нерпе" ход работ. А 26 января в Сайде прошло рабочее совещание с подрядчиками и представителями генерального застройщика - Курчатовского института.

- Первую очередь комплекса в Сайде на 40 реакторных отсеков намечено подготовить в мае, а в конце июня мы планируем провести ее торжественное открытие, - рассказал представитель компании "Энергевирке Норд", заместитель руководителя проекта Детлеф Митанн. - Завершится строительство в 2008 году. В целом площадка рассчитана на хранение 120 реакторных отсеков.

Немецкая сторона намерена продлить этот проект до 2013 года. Есть договоренность между министерством экономики и труда Германии, Росатомом и Федеральным агентством по атомной энергии о том, что вместимость площадки в Сайде будет увеличена еще на 58 объектов. Рассматривается также проект "Зеленая лужайка" - создание в Сайде центра утилизации твердых радиоактивных отходов по передовым технологиям, которые применяют Германия, Бельгия и Франция.

Очевидно, что "Нерпа" будет стремиться стать подрядчиком в этих и в других проектах, поскольку заказов на утилизацию все меньше. На деньги иностранных инвесторов - Королевства Норвегии - в этом году будет утилизирована еще одна лодка. По словам руководителя завода Александра Горбунова, приоритетными направлениями в развитии становятся судоремонт и судостроение. В прошлом году на "Нерпе" построили 10 судов для прибрежного лова рыбы, сейчас на стапелях - малый сторожевой катер. Продолжается строительство судоподъемных понтонов.

Стратегическим направлением деятельности руководство завода считает получение контрактов в нефтяных проектах. По образному сравнению одного из заводчан, "Нерпа" сейчас - как невеста на выданье. Завод постоянно посещают технические эксперты, они оценивают производственные мощности и возможности для участия в нефтегазовых программах освоения месторождений Баренцева и Карского морей.

Лариса ГОЛОВИНА, Снежногорск

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.01.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
68,195879,359582,868575,7100
Афиша недели
«Лимита» широкоэкранная
Гороскоп на сегодня