01.02.2006 / Наш край

ЕСТЬ РАБОТА ДЛЯ МАНУАЛЬНЫХ ТЕРАПЕВТОВ! Судовым врачам запрещают брать на борт лекарства

Представьте себе такую картину: на находящемся в открытом море судне из-за нехватки хладагента перестает работать рефустановка. Запасы продовольствия неизбежно портятся, и экипаж начинают косить желудочно-кишечные инфекции. Только лекарств на судне тоже нет. Кто-то из захворавших моряков впадает в полузабытье с непогашенной сигаретой в руке. Начинается пожар. Но и огнетушителей на борту нет и в помине. Судно обесточено, связь с берегом отсутствует. Затем оно тонет...

Экипаж пересаживается в спасательные шлюпки. Пострадавшим необходимо оказать первую помощь. Однако и в шлюпках нет аварийных аптечек. Надо бы дать знать о себе проходящим судам - фальшфейером, сигнальными ракетами. Но и их нет...

"Страшилка", скажете? А ведь все это и впрямь может произойти. Причем именно с нашим судном. Ибо только мурманским морякам запрещают брать на борт хладагенты, пиротехнику, лекарства и огнетушители. Кто запрещает? Как раз в этом-то разобраться очень тяжело: моряки кивают на таможню, таможня косится на Правительство, а Правительство хранит молчание.

Для обеспечения нормальной работы судна и его экипажа необходим ряд товаров, вывоз которых из России требует лицензии Минэкономразвития. Речь идет об озоноразрушающих (они используются в холодильных установках и переносных огнетушителях) и взрывчатых (необходимая в рейсе пиротехника) веществах, а также лекарственных препаратах (судовые аптечки).

Правила их вывоза регулируют соответствующие постановления Правительства РФ. Скажем, постановление № 563 от 8 мая 1996 года касается озоноразрушающих веществ, постановление № 438 от 16 июля 2005 года - лекарственных средств.

И здесь у моряков и таможенников начинаются разногласия. Философски вопрос упирается в понимание того, что же такое судно как таковое: единый ли это комплекс для обеспечения неких производственных операций (транспортировки грузов, добычи рыбы) или это много-много различных узлов, механизмов, запчастей и комплектующих.

Моряки настаивают на первом варианте. И для них хладоны, огнетушители и лекарства - судовые припасы, которые являются неотъемлемой частью судна, ибо предназначены исключительно для поддержания техники и экипажа в рабочем состоянии. Они используются только для собственных нужд, не являются предметом внешнеторговой сделки и не подпадают под действие российских законов, регламентирующих внешнеторговую деятельность.

В такой позиции есть логика. При желании из электронной начинки современной легковушки можно, например, наковырять несколько миллиграммов золота. На ней наверняка есть никелированные и хромированные детали. Но никто ведь не обвиняет автолюбителя, выезжающего за рубеж, в попытке вывоза из страны драгоценных и цветных металлов. А вот суда (по сути - такие же транспортные средства, только очень большие и бегающие не по дорогам, а по морям) таможенники, что называется, раскладывают по косточкам.

О проблеме с вывозом озоноразрушающих веществ наша газета рассказала еще полтора года назад, в июле 2004-го. Но воз и ныне там. Правда, запретив вывоз огнетушителей, таможня - надо отдать ей в этом должное - все же позаботилась об обеспечении на судах пожарной безопасности, запретив вывоз пиротехники (сигнальных ракет, дымовых шашек и пр.). Благо нашлось постановление Правительства и на сей счет (№ 512 от 12 июля 2000 года).

А в середине прошлого декабря "до кучи" добавили еще и лекарства. Очевидно, до таможенников дошло июльское постановление Правительства № 438. Оно утвердило "Правила ввоза и вывоза лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации". Согласно пункту 12 этого документа вывозить из страны лекарства могут лишь их производители, оптовики и физические лица. Последние - в количестве, необходимом для личного использования.

Таможня вполне справедливо сочла, что Мурманское морское пароходство не входит ни в одну из этих трех категорий, и запретила грузить на суда... аптечки. Хотя, заметим, водители грузовиков, также принадлежащих юридическим лицам, вывозят их абсолютно спокойно.

- А нам что делать? - разводит руками начальник службы экспортно-импортных операций и таможенного оформления ММП Владимир Цендровский. - Раздавать лекарства экипажу? Что ж теперь, каждый моряк должен брать с собой йод, вату, бинты, шприцы и так далее? И к судовому врачу ходить со своими препаратами? Бред какой-то. На судне должен быть определенный запас необходимых лекарственных и медицинских средств...

При этом Владимир Цендровский ссылается на международные конвенции. В частности, на Конвенцию МОТ "О помещениях для экипажа". В числе прочего в ней сказано, что на каждом судне должна быть аптечка с лекарствами.

И. о. начальника Мурманской таможни Аркадий Упинин видит эти проблемы, но настаивает:

- Они возникли из-за неурегулированности вопросов на правительственном уровне. Нужно дополнить, изменить и переработать соответствующие постановления...

То, что ММП не подпадает ни под одну из трех категорий, которым 438-м постановлением разрешен вывоз лекарств, понятно. Но ведь в преамбуле постановления сказано: "В соответствии с федеральными законами "О лекарственных средствах" и "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"... Ссылка на второй закон косвенно подтверждает: речь в документе идет именно о лекарствах как товаре, то есть об их партиях, предназначенных для продажи.

Законный вопрос: а подпадает ли вообще в таком случае транспортная компания под действие самого этого постановления? А заодно и других, касающихся хладонов, огнетушителей и пиротехники. За разъяснениями пароходство обратилось в Минэкономразвития.

В ответе из министерского департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела на имя генерального директора ММП Александра Медведева сказано: "Минэкономразвития России осуществляет оформление и выдачу лицензий только при совершении внешнеторговой сделки. Учитывая, что хладон-22, хладон-134а, хладон-141в, переносные огнетушители, пиротехнические изделия, лекарственные средства (в том числе наркотические и психотропные) используются только на борту судна и не являются предметом внешнеторговой сделки, их вывоз может осуществляться без лицензии Минэкономразвития России".

Казалось бы, текст не позволяет двойных толкований. А Федеральная таможенная служба административно подчиняется Минэкономразвития. Но... мурманские таможенники продолжают стоять на своем.

- Я считаю, мы сделали все возможное, - утверждает Аркадий Упинин. - По пиротехнике нашли выход. Есть соответствующая статья международной конвенции. И я считаю возможным вывозить пиротехнику без лицензии. По озоноразрушающим веществам выхода нет. По лекарственным средствам судовладельцам были предложены варианты решения. Это оптовики. Пусть покупают аптечки у оптовиков. А оптовик может вывозить. Остальное вне нашей компетенции.

У Владимира Цендровского такая рекомендация вызывает только удивление:

- А где же мы закупаем лекарства оптом? Именно в оптовой продаже. Не в обычной же аптеке. И толку?.. Это абсурд, который не может понять никто. Зачем создавать очаги напряженности в регионе между таможней и участниками ВЭД? Времена-то уже изменились. Таможенный кодекс другой. Только вот уровень таможенного администрирования наша таможня пытается навязать старый...

Повторю, парадоксальность ситуации понимают все стороны. Но вот кто эту ситуацию создал - мурманские таможенники, превысившие свои полномочия, или Правительство РФ, принявшее не продуманные до конца постановления? Тут, как видим, мнения расходятся. И пароходство, как заявил Владимир Цендровский, намерено искать правду в Минздравсоцразвития, Минтрансе и иных федеральных органах исполнительной власти.

Кстати, по его информации, в других таможнях судовые аптечки на границе не тормозят. Впрочем, это, конечно, тоже не аргумент. Может быть, как раз там и нарушают дух 438-го постановления, а наши таможенники чтут букву закона.

Пока нет ясности в том, буква ли виновата или ее чтущие, мурманским судовладельцам остается приглашать на должности судовых врачей исключительно мануальных терапевтов. А нашим морякам хочется пожелать не болеть в рейсе любой ценой. Ибо не все недуги можно вылечить голыми руками.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.02.2006

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,940873,176976,249870,8753
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня