22.02.2006 / Наш край

ЗАЧЕМ ЛИШАТЬ КАПИТАНОВ ОРИЕНТИРА

Порт Кандалакша - старейший на Кольском полуострове - помнит времена подъема и спада, нелегкие трудовые будни, особенно в зимние периоды. У его работников много проблем: ледовая обстановка, требующая ледокольного сопровождения заходящих сюда судов, устаревшее оборудование, старые причалы. Но, несмотря на это, предприятие действует. Не слабеют духом портовики, берегут давние традиции, обеспечивая погрузо-разгрузочные работы в любую погоду, не допуская простоя транспортных средств.

Но, несмотря на усилия портовиков, есть много обстоятельств, препятствующих их нормальной работе. Суда заходят в порт, ориентируясь на створные знаки (створы), оснащенные маячками. Ответственность по контролю за работой створов в порту лежит на Кандалакшском филиале ФГУ "Администрация морского порта Мурманск". В действительности, по словам руководства ЗАО "Кандалакшский морской торговый порт", этот контроль должным образом не ведется: отдельные огни створов не функционируют с декабря 2005 года, в январе 2006 года не горели 2 створа, в феврале ситуация не изменилась. Поэтому заход судов в темное время суток не осуществляется: слишком велика ответственность лоцмана и капитана за безопасность экипажа и техники. В результате суда простаивают в ожидании светлого времени, а меры по улучшению ситуации руководством ФГУ "АМП Мурманск" не принимаются.

Кандалакшский порт несет моральный и материальный ущерб: увеличивается время захода-выхода, возникает задержка графика, и в результате судовладельцы отказываются предоставлять свои суда под грузы клиентов порта по соображениям безопасности. Недавняя ситуация, связанная с задержкой в порту судна "Виктор Ткачев" Мурманского морского пароходства, как нельзя лучше иллюстрирует сложившуюся ситуацию и заслуживает отдельного разговора.

Теплоход заходил в порт для погрузки в светлое время суток, и капитан обратил внимание лоцмана на то, что створы не горят. Во время погрузо-разгрузочных работ порт вынужден был останавливать работу портальных кранов из-за сильных морозов (до -35 градусов): применялось ограничение Госгортехнадзора по работе кранов при низких температурах. Кроме того, груз на складе и в вагонах смерзся, поэтому погрузка и выгрузка требовали нестандартных методов - рыхления, киркования. Работы на открытом воздухе часто прерывались для того, чтобы докеры могли отогреться. Все эти обстоятельства привели к снижению интенсивности погрузо-разгрузочных работ, но портовики сделали все возможное, чтобы закончить их вовремя.

По окончании погрузки в полдесятого утра судно ожидало вечерней большой воды для отхода, который намечался на 20.00. Перед этим капитан сухогруза не получил гарантии о работе всех створов судового хода от капитана порта, поэтому службой безопасности мореплавания ОАО "ММП" было принято решение отходить в светлое время суток на следующей большой воде, в восемь часов утра следующего дня. Судно было отшвартовано от причала в срок, но пройти острова Горелые не успело и было вынуждено оставаться в акватории Кандалакшского залива. Вечером лоцман вторично прибыл на теплоход, но в период большой воды острова Горелые вновь пройдены не были из-за залипания судна во льдах; когда "Виктор Ткачев" начал движение, большая вода ушла.

По законам морской практики на судах существуют каюты для размещения лоцмана, который мог остаться на борту, дождаться следующего периода большой воды (12 часов следующего дня) и вывести судно за лимитирующую отметку у островов Горелых. Однако лоцман получил приказ капитана порта покинуть вахту и вернуться в порт. На вторые (!) сутки простоя судна капитаном порта не была обеспечена своевременная доставка лоцмана на борт к подходу большой воды. Капитан по указанию судовладельца самостоятельно начал движение.

В результате неверных действий руководства Кандалакшского филиала ФГУ "АМП Мурманск" задержка выхода судна "В.Ткачев" из порта составила 40 часов, владелец и грузополучатель понесли убытки в связи с большим риском опоздания судна в порт выгрузки - судну необходимо было пройти еще 360 ледовых миль до выхода из Горла Белого Моря. Таким образом, служба капитана порта ФГУ "АМП Мурманск" не выполнила пункт Положения по порту Кандалакша, который гласит: "Лоцманские проводки осуществляются круглосуточно в течение всей навигации".

В условиях сезонного снижения грузопотока ЗАО "КМТП" прилагает все усилия для привлечения клиентов и установления регулярного грузопотока. Однако подобные повторяющиеся ситуации приводят к отказу судовладельцев от захода в порт Кандалакша и сводят к нулю усилия портовиков по выполнению обязательств перед грузовладельцами.

Во избежание дальнейшего ухудшения ситуации и потери имиджа порта как безопасного и удобного во всех отношениях ЗАО "КМТП" неоднократно обращалось в ФГУ "АМП Мурманск" с просьбой обеспечить надлежащий контроль за работой створов и выполнением пунктов "Обязательных постановлений по порту Кандалакша", однако никаких мер принято не было. Складывается впечатление, что служба капитана порта не заинтересована в увеличении числа судозаходов в порт Кандалакша.

Решением создавшейся проблемы, по мнению специалистов порта, может стать создание на Кандалакшском заливе своей администрации морского порта, единой для портов Кандалакшского залива и портопунктов, с профессиональной лоцманской службой, с прямым подчинением Федеральному агентству морречфлота.

Подготовил Илья ЛЕОНИДОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.02.2006

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
64,068374,184777,953471,6592
Афиша недели
Айболит, а не гангстер?
Гороскоп на сегодня