18.03.2006 / Наш край

УМЧИ МЕНЯ "ГАЗЕЛЬ"...

Кандалакша - словно большая деревня. Такое мнение у приезжих складывается не случайно. Общественный транспорт стабильно ходит по одной дороге, ведущей от алюминиевого завода до другой окраины - Кольцевой, где расположен православный храм. Этот путь называется "маршрут № 1".

Раньше, в старые добрые времена, все маршруты, а их было несколько, обслуживала автоколонна № 1443. Работала справно, автобусы ходили по расписанию, билет стоил 6 копеек, не было армии льготников. Но социализм кончился, и наступила "эра псевдокапитализма и демократии". И тут началось...

КУДА ХОЧУ, ТУДА РУЛЬ И ВЕРЧУ

Мурманскавтотранс, куда относится и автоколонна № 1443, стал открытым акционерным обществом. Федеральной властью были предоставлены льготы по бесплатному проезду в общественном транспорте многочисленным категориям граждан. На автотранспортников взвалили обязанности по обеспечению бесплатного проезда льготников, при этом со своевременным предоставлением им дотаций на покрытие этих расходов появились проблемы. Предприятия оказались в состоянии хронического безденежья со всеми вытекающими отсюда последствиями - а это сокращение количества рейсов или отмена отдельных маршрутов, нерегулярная выплата зарплаты, невозможность обновления автопарка и постоянные поломки уже развалившейся техники. Положение усугубили перевозчики-частники, для которых в буквальном смысле зажегся зеленый свет.

К чему все это привело? То, что творилось в последние годы с транспортным обслуживанием в Кандалакше, можно назвать простым, но емким словом - хаос. Автоколонна практически ушла с "арены конкуренции" и в основном занимается сейчас пригородными перевозками. А у частников был только один маршрут, но самый выгодный - от центральной площади до ДК "Металлург". Никакого расписания не существовало. Можно было наблюдать, как в центре города или у Дома культуры скапливалась очередь из десяти маршруток, водители которых терпеливо, порой по полчаса, ждали, когда наступит их черед. Причем первая в очереди машина не трогалась с места, пока салон не набивался до отказа. Пассажиры томились в салоне в ожидании отправления, а в это время на промежуточных остановках стояли люди в надежде, что, может быть, здесь кто-то выйдет из проходящей маршрутки и освободится место.

Наряду с "газелистами" свои услуги предлагали таксисты-нелегалы, но у них был тот же выгодный маршрут. Ни с тех, ни с других никто не требовал, чтобы они обеспечивали перевозки пассажиров до нижней Кандалакши (Кольцевой), КАЗа и улицы Новой. Это по привычке требовали с автоколонны. Весной прошлого года местная власть сделала попытку определиться с социально значимыми маршрутами. Совет депутатов даже принял решение о выделении в 2005 году трех миллионов рублей автоколонне №1443 на покрытие убытков. Но между управлением финансов администрации и предприятием возникли разногласия, и организовать транспортное обслуживание на должном уровне так и не удалось.

ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

С наступлением 2006 года транспортные "заморочки" не исчезли, а перешли по наследству Александру Вихореву, ставшему главой района по итогам декабрьских выборов. Новое руководство администрации стало искать варианты решения проблемы, уже давно перешедшей в разряд "неподвластных власти".

Парадокс, но хватило информации в СМИ о том, что местная власть готовится к проведению конкурса на распределение маршрутов среди перевозчиков. И тут же в администрацию обратились "газелисты". Они заявили, что с 10 февраля движение маршруток от Нивы-3 до Кольцевой и обратно будет осуществляться в часы пик (с 06.30 до 09.30 и с 13.30 до 18.00) с интервалом в 5 минут; в остальное время "пауза" не должна превышать 15 минут. Кроме того, водители взяли на себя обязательства по требованию пассажиров доставлять тех до КАЗа. Поработать по такому графику они обещали в течение месяца, скажем так, в порядке эксперимента. При этом даже не предъявили местной власти требований о покрытии убытков из бюджета.

Что подвигло частников на столь неожиданные меры? Скорее всего, стремление зарекомендовать себя с положительной стороны и надежда на то, что авось все обойдется и без конкурса. Положение о конкурсе разрабатывается на основе документов, поступивших из областного центра, где подобное мероприятие уже имело место быть. В соответствии с ними определены довольно-таки жесткие критерии допуска претендентов к участию в конкурсе. Всем предъявляемым требованиям, пожалуй, отвечает лишь автоколонна, так что многие частные перевозчики понимали, что могут остаться не у дел.

РАЗГОВОР НА ОСТАНОВКЕ

И вот месяц прошел. Намедни возле ДК "Металлург" повстречала одного из "газелистов", Виктора Банщикова.

- Ну и как дела? Чем закончился эксперимент?

- Будем продолжать работать так и дальше. Есть и плюсы, и минусы. Пассажиропоток увеличился. А вот на двух участках - от центра до Кольцевой и от Дома культуры до КАЗа - маршрутки ходят почти пустые. Придется увеличивать там интервал движения.

- Убытки есть?

- Доходы остались на прежнем уровне.

- Сколько микроавтобусов работает на маршруте?

- Больше двадцати.

- Водители перед выездом на линию проходят медосмотр?

- Обязательно.

- Где?

- Кто где, смотря, с кем заключен договор: в ЦРБ, автоколонне, "ГАЗавтосервисе".

- Пассажиров по социальным проездным билетам возите?

- Нет. Мы же не претендуем на дотации из бюджета. Нам их не надо, лишь бы сделать так, чтобы "этих" не было, - мой собеседник кивает в сторону перекрестка Кандалакшского шоссе и Кировской аллеи.

Там поджидают пассажиров конкуренты. У таксистов-нелегалов тоже ведь есть свои почитатели, которые предпочтут заплатить на 2 рубля больше, десятку, зато проедут с ветерком без остановок. Рейды контролирующих органов по их выявлению приносят кратковременный эффект. В первую неделю эксперимента попытались бороться с ними иными способами: невдалеке от перекрестка установили знак "Стоянка запрещена". К утру знак преобразился, был закрашен голубой краской. Кстати, до сих пор стоит в таком виде.

НОСТАЛЬГИЯ В ЗОНЕ ОТЧУЖДЕНИЯ

Несомненно, многие горожане нововведениями на первом маршруте довольны. А вот жителям отдаленных улиц, к коим отношусь и я, радоваться не приходится. Больше всего страдают "безлошадные". Впрочем, и не каждый владелец авто рискнет оставить машину ночью под окнами - небезопасно. А гаражи, как правило, находятся от дома неблизко. Мне лично, чтобы съездить в центр города, приходится вызывать такси либо совершать марш-бросок до ДК "Металлург".

Остается надеяться, что вскоре и нас, горемык, охватят стабильным транспортным обслуживанием. Хотя уже и не верится, что настанет чудесный день, когда смогу облегченно вздохнуть: "Ну наконец-то на тот большак, на перекресток, уже не надо больше мне спешить". Преодолею, не торопясь, стометровку от подъезда до остановки, и строго по расписанию к ней подойдет автобус. А ведь так оно раньше и было...

Ирина РУМЯНЦЕВА, Кандалакша

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.03.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,751979,174982,939876,0232
Афиша недели
«Лимита» широкоэкранная
Гороскоп на сегодня