24.03.2006 / Наш край

"БЮДЖЕТНЫЙ ПИРОГ" МЕСТНОГО ЗАМЕСА. Почему он до сих пор кривобокий и сырой?

Политическая атмосфера в Кандалакше накаляется. Признаки конфронтации двух ветвей районной власти налицо: на страницах муниципальной газеты "НИВА", учредителями которой являются и райсовет, и администрация, началась информационная война. Каждая сторона оправдывает свои действия, разумеется, интересами населения, а позицию оппонентов подвергает критике.

Как повествуют мифы, Троянскую войну спровоцировала богиня раздора Эрида, подбросившая на стол свадебного пира яблоко. Депутаты и руководство исполнительной власти скрестили шпаги из-за "бюджетного пирога". На самом деле его дележка - это, прежде всего, не что иное, как борьба за полномочия между органами местного самоуправления муниципального района и поселений Кандалакша, Зеленоборский, Алакуртти, Зареченск, входящих в его состав.

Не запрыгивая ни в чей окоп, попробуем взглянуть на происходящее беспристрастно. На вопрос "Почему до сих пор не принят бюджет текущего года?" ответили председатель райсовета Виктор Костюченко и глава Кандалакши с подведомственной территорией Александр Вихорев.

ФИНАНСОВЫЙ КАВАРДАК

Вот что рассказал об этом Виктор Костюченко:

- В первом чтении бюджет района был рассмотрен и принят без особых разногласий 25 января. 8 февраля в райсовет поступили из администрации документы по бюджету, и мы начали работу по подготовке к принятию его во втором чтении. Это планировалось сделать 3 марта. Провели несколько заседаний бюджетной и профильных постоянных депутатских комиссий. Многие заседания приходилось проводить повторно, поскольку администрация не очень активно, мягко говоря, участвовала в их работе. А без присутствия специалистов администрации и их разъяснений по определенным вопросам принимать какие-то решения по проекту бюджета невозможно. К тому же за неделю до 3 марта глава района Вихорев уехал, а присутствовавшие на последнем заседании бюджетной комиссии начальник управления финансов Спиров и заместитель главы Загайкевич в общем-то не обладали полномочиями решать те вопросы, что ставили перед ними депутаты. Короче говоря, к моменту принятия бюджета во втором чтении очень много вопросов было не решено.

Например, решением райсовета в поселках уровень коммунальных платежей населения в I квартале текущего года был снижен, чтобы люди там платили примерно так, как в Кандалакше. В поселках тарифы на тепло очень высокие, разницу между ними и реальной платой населения решили покрывать за счет бюджета. На то, чтобы делать так и дальше, средств в бюджете администрация не предусмотрела. Чем это чревато? В поселках сразу будет социальный взрыв. Ни по одной поселковой бане в бюджете не заложены убытки. Они все работают с убытками. Себестоимость билетов высокая, но цены, естественно, ниже. Если бани закроются, это будет катастрофа для поселков, где есть неблагоустроенный жилой фонд.

Пресловутая транспортная программа. Уже на всех уровнях твердят, что нужно определить социально значимые маршруты - как городские, так и пригородные, и заключать договоры с перевозчиками. Убытки им, разумеется, надо дотировать. В бюджете опять же ни копейки на эти цели не предусмотрено. В области на эту тему проводили не одно совещание, где обязывали муниципальные образования работать над реализацией транспортных программ.

Есть и другие вопросы, которые не нашли отражения в проекте бюджета. Что касается поселений, то они получили полномочия в соответствии с областным законом. Более того, решением райсовета Зеленоборскому и Алакуртти мы передали полномочия по жилищно-коммунальному хозяйству, потому что из районного центра управлять ЖКХ в поселках невозможно. Такое же решение примем и по Зареченску.

Совет предполагал утвердить на заседании перечень имущества, которое должно быть передано новым муниципальным образованиям в безвозмездное пользование. Но он администрацией подготовлен не был.

Кроме того, на содержание администраций поселений денег в бюджете заложено крайне недостаточно. Ни в одном поселении не предусмотрены в полном объеме средства на связь, канцелярские товары, ГСМ (а как добираться главам оттуда до Кандалакши для решения возникающих вопросов?), аренду (администрации Зеленоборского и Алакуртти арендуют помещения).

А уж если говорить о городском поселении Кандалакша, то в проекте бюджета заложены средства для администрации только на зарплату главе и секретарю. Но ведь надо как-то работать по исполнению полномочий, должны быть специалисты. К тому же районная исполнительная власть упорно не желает передавать этому поселению полномочия по вопросам молодежи, культуры и спорта, что противоречит законодательству. По этому поводу уже были и разъяснения областного департамента финансов, и представление прокуратуры. В представлении, в частности, говорится: "Органами местного самоуправления муниципального образования г. Кандалакша с подведомственной территорией создаются определенные препятствия для исполнения органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции".

Также депутаты не утвердили структуру районной администрации. Все время говорили, что структура будет новая, а вынесли на утверждение прежнюю, в которой значится управление по делам молодежи, культуре и спорту. Но его не может там быть, потому что у районной администрации по закону нет полномочий в этой сфере. А как без утвержденной структуры можно принимать бюджет, где заложены средства на содержание районной администрации?

Вот по этим причинам бюджет и был депутатами отклонен. Создана согласительная комиссия, в состав которой вошли представители райсовета и районной администрации. Состоялись два заседания. По некоторым вопросам мы пришли к согласию. Что касается структуры и передачи полномочий поселениям, то здесь взаимопонимания нет. Следующее заседание райсовета, где вновь будет рассматриваться бюджет во втором чтении, назначено на 28 марта.

131-Й СМЕРТОНОСНЫЙ

Позиция Александра Вихорева такова:

- Есть 131-й федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в России, который довольно сырой. Европа от подобного закона отказалась десять лет назад. Сейчас там идут по пути укрупнения муниципальных образований. Это я знаю от финнов, норвежцев, шведов, с которыми регулярно встречаюсь.

О ситуации в Кандалакше. Чтобы нормально подготовить город к зиме, нужно 90 миллионов рублей, если учесть еще и поселки - 100 миллионов. Реально у нас есть на эти цели 30 миллионов. И на эти деньги претендуют вновь созданные муниципальные образования, в первую очередь - городское поселение Кандалакша с главой администрации Ивановым.

У нас две разные точки зрения. Председатель райсовета Костюченко считает, что нужно им деньги выделять. Я убежден, что спешить не следует, так как Президент России продлил срок введения в действие 131-го закона до 2009 года.

- Но при этом федеральное законодательство разрешает субъектам РФ сократить срок переходного периода. Мурманская областная дума этим правом воспользовалась и определила считать переходным периодом в нашем регионе один год - 2006-й.

- Читайте Конституцию, наш Основной Закон. Там сказано, что федеральные законы главенствуют над законами субъектов. Приняли депутаты облдумы свой закон - ну и хорошо!

Для Кандалакши введение 131-го закона - это смерть. Вот у нас есть муниципальное образование Зареченск с населением 900 человек. На его администрацию возлагаются определенные функции. Если мы введем закон полностью, штат администрации там будет порядка 70 человек, потому что функции нужно исполнять. К примеру, построил человек гараж, должен быть архитектор, который его примет. То же самое касается ГО ЧС. Закон приняли, а финансово не обеспечили. Хотят все деньги забрать отсюда. Представляете, что будет с каждым муниципальным образованием? Здесь 70 человек, там 70. А в Кандалакше еще больше, так как населения больше, значит, и объем работы будет больше. Свыше половины денег из районного бюджета уйдет на зарплату новым чиновникам.

- Вы хотите все полномочия оставить районной власти?

- Да. А в перспективе хочу провести референдум. Думаю, мы сумеем объяснить жителям, что дробление района на отдельные муниципальные образования - это гибель района. Через год будет банкротство. И чем все это закончится, я не знаю. Если район будет объявлен банкротом, его могут присоединить к Полярным Зорям. А мы будем называться "городское поселение Кандалакша Полярнозоринского района". Оно к тому идет. На реализацию нового закона денег нет.

В Кандалакше порядка 800 домов. Как их передать на баланс новому муниципальному образованию - городскому поселению Кандалакша? На каждый дом нужно изготовить паспорт в БТИ, старые паспорта все просроченные. Стоимость одного паспорта - 100 тысяч рублей. Вот и умножьте 800 на 100 тысяч. Где взять такие деньги? В бюджете их нет. Мы заложили в бюджет на это поселение 1,8 миллиона рублей на зарплату администрации и горсовета. Пусть работают, верстают бюджет на следующий год. А дальше пусть те, кто принимал решение по закону о создании администрации города, думают, где брать деньги.

Что касается Зеленоборского, Алакуртти, Зареченска, там система нормальная. Раньше там были управления сельских территориальных округов. Я передал новым главам часть полномочий. Но сказал: "Я вам, ребята, дам столько денег, сколько было в прошлом году, ни копейки больше. И ни одну новую штатную единицу не профинансирую. Крутитесь, как хотите". Они в принципе согласились так работать в переходный период. А переходный период у нас будет тянуться до 2009 года, если я буду здесь.

- Что значит "если"?

- Ну вдруг кирпич упадет на голову. Нет, я буду здесь, останусь здесь, на второй срок пойду. На третий срок пойду здесь, если жители выберут.

- Что будет, если и 28 марта райсовет не примет бюджет?

- Лично мне?

- Лично вам, администрации, жителям района...

- Попозже примут. Будут у меня лишние проблемы с финансированием бюджетополучателей. Возьму под честное слово еще кредит в банке. Создам какое-нибудь муниципальное унитарное предприятие, например с вами, оно и будет со всеми расплачиваться.

- А как вы его будете финансировать? Ведь финансирование сейчас идет по 1/12 от показателей прошлого года.

- Я дам вам муниципальную гарантию под кредит на 300 миллионов рублей.

- А я пойду и возьму в банке кредит 300 миллионов?

- Да.

- Но предоставление муниципальной гарантии под кредит любому предприятию требует согласования с депутатами райсовета. Так всегда было. Вы уверены, что они согласятся с вами?

- Никакого согласования с депутатами не надо. Достаточно одной моей подписи. Если я беру кредит, мне нужно согласование Совета. Для муниципальной гарантии согласование не требуется.

- То есть вы не видите никакой трагедии, если бюджет опять не будет принят?

- Сложности будут. Брать кредиты в банке невыгодно. А вот взять ссуду в областном бюджете под 1-2 процента выгодно. Если бы бюджет был уже принят, мы в области получили бы ссуду. В принципе договоренность была. Но ссуду можно дать подо что-то, а что-то у меня - это бюджет. А он не принят, поэтому нет и возможности взять ссуду в области.

- На заседании райсовета начальник управления финансов районной администрации сказал, что, если до 1 апреля бюджет не будет принят, область перестанет оказывать нам финансовую помощь. Он не пошутил?

- Он не пошутил. Дотации и субвенции из области мы получать не будем.

- Но это же беда будет, большая проблема...

- Я обойду эту проблему. Буду встречаться с губернатором, мы с ним на эту тему недавно уже говорили. Он знает нашу ситуацию. Ситуация действительно тяжелая.

Ирина РУМЯНЦЕВА, Кандалакша

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.03.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,753576,232579,920473,3547
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня