08.04.2006 / Наш край

КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР

Дедушка и отец. Вот они, на фотографии. Молодые, славные такие, открытые лица. Отец вообще пацаном кажется, а ведь уже семья, трое детей. Сфотографировались с группой таких же рабочих-каменщиков, как они, присев на недостроенную стену кирпичной кладки.

- Это они дом, где сейчас магазин "Нептун", строили, - поясняет Мария Андреевна Соколова, хозяйка фотографии.

Раскулаченные (две лошади, три коровы, телята, овцы) дед и отец были высланы из Калининской области в 36-м году на Кольский полуостров, в Кировск. Позже перебрались в Мурманск, участвовали в строительстве первых многоэтажных домов в городе, в том числе и здания, где нынче располагается областной художественный музей, а раньше было ТПО (торгово-потребительское общество). Семья, лишь только мужчины чуть обустроились, перебралась следом. Так 14-летняя Мария оказалась на Севере. Девочка она была боевая, про таких говорят: не робкого десятка.

- Когда в деревне жили, меня все мальчишки боялись, - смеется, вспоминая, - мы с подружкой Дуней спуску им не давали. И ребята часто жаловались моему деду: а Манька с Дунькой опять нас гоняют.

Ну а в Мурманске Мария поступила учиться на курсы шоферов. Первая ее машина, как сейчас помнит, был грузовик с газогенераторной установкой - двигатель работал не на жидком топливе, а на газе, получаемом из твердого топлива.

- Эта установка сбоку в кузове была, как самовар, - вспоминает Мария Андреевна, - топили ее деревянными чурками.

Сначала трудилась она на хлебозаводе, возила хлеб. Потом в облпищепром перешла. Там доверили ей возить начальника. И машина соответствующая была - "эмка". Так всю войну начальника и провозила. И это было далеко не спокойное рабочее местечко. Забот у начальника невпроворот, мотался по всему полуострову, иной раз и под бомбежки попадали. Однажды машину взрывной волной перевернуло. Было это в Мурманске, в районе улицы Самойловой. Никто не пострадал, поставили снова машину на колеса и поехали. Просилась на фронт. Не взяли. Начальник ее очень ценил. Аккуратно ездила и в отличие от шоферской братии мужского пола спиртного не потребляла.

В День Победы в далеком 45-м объездила с начальником все пищепромовские предприятия, там проходили митинги. Народ ликовал.

- А баба Дуня, бельевщица водочного завода в Коле, получила в тот день похоронки на мужа и сына, - вспоминает Мария Андреевна, - тут уж поплакали все.

Он, этот праздник, действительно был "со слезами на глазах"...

После войны ушла в Морстрой. Опять пересела в грузовик, даже самосвалом управляла. Вообще за долгую шоферскую практику на разных машинах пришлось поработать. Из грузовых как лучший оценила "Студебеккер", из легковушек понравился ей "Виллис". До работы была жадная и азартная.

- Больше меня рейсов никто не делал, - признается.

Ну, а про то, как ей работалось в шоферском коллективе, вспомнив, как колачивала она деревенских женихов, я и не спрашивала. Да и сама моя собеседница заметила по этому поводу:

- Характер пригодился, меня все уважали, слова плохого никто не сказал.

И с удовольствием рассказывает, как в Морстрое работала. Привезет бывало на объект какой-нибудь груз и, чтобы не ходить, не искать никого, в свисток милицейский свистнет, мужчины сразу бегут, машину разгружают.

- Вот оно, преимущество женского пола, - смеется.

За добросовестную работу ее не раз отмечали. Бережно хранится в ее домашнем архиве фотография с доски почета. Немолодая уже женщина в платочке держит в руках баранку грузовика. И подпись: "Соколова Мария Андреевна - ударник коммунистического труда. За период работы показала образец дисциплинированности, добросовестного отношения к труду; закрепленный за ней автомобиль всегда находится в постоянной технической готовности". Есть у нее и медаль "За работу без аварий". За всю жизнь один наезд только совершила, и тот на курицу. До сих пор эту нерасторопную бедолагу помнит.

Муж у Марии Андреевны тоже был шофер. И сыновья за рулем трудятся, дочь только изменила семейной традиции, в швеи подалась. А вот с внуками и правнуками, вздыхает моя собеседница, сложнее. Все они в институтах учатся на экономистов да менеджеров.

Но, если где-нибудь под окнами начинает натужно работать двигатель, вызволяя засевшую в условиях плохой дороги машину, сердце не выдерживает.

- Иной раз и подойду, - рассказывает, - "Сынок, - говорю, - плавнее, не рви ты так. Машину чувствовать надо." - "А ты откуда, бабка, знаешь?" - удивляются.

И невдомек им, что водительский стаж бабки порой больше прожитых ими годов, что труд ее вложен во многие объекты города и области, что, крепко держась за баранку, исколесила она весь Кольский полуостров, что работала под вой снарядов и взрывы бомб...

- Несмотря на свои 84 года, хоть сейчас за баранку, - она молодо улыбается, - да сыновья не дают.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.04.2006

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня