20.06.2006 / Наш край

Школа капитана Соколова

Ровно пять лет назад, 20 июня 2001 года, не стало Бориса Макаровича Соколова. В Мурманске и в пароходстве при упоминании его имени не требуется никаких комментариев, этого человека знали и помнят. Но очень важно, чтобы и кроме таких значительных материальных примет памяти, как мемориальная доска на доме, где жил почетный гражданин города Соколов или даже сам атомный ледокол "Ленин", экипажем которого знаменитый капитан руководил рекордный срок (без полугода сорок лет!) сохранялись свидетельства очевидцев о его жизни и деятельности. Лишь в этом случае в нашей памяти останется живой человек, а не красивая легенда. Об этом говорили, вспоминая Бориса Макаровича, участники мемориального вечера в Ассоциации исследователей Арктики. Вот лишь несколько эпизодов разговора, который никого не оставил равнодушным.

Андрей СМИРНОВ, капитан дальнего плавания, ученик и последователь Соколова на атомоходе "Ленин", ныне директор департамента эксплуатации ледокольного флота Мурманского пароходства.

- Специально он нас ничему не учил, это была скорее школа жизни - учил своим примером... На вертолете мы, еще молодые гидрологи, поднимались с борта ледокола вместе с капитаном. С высоты он любил пояснять ледовую обстановку уже как судоводитель: какую льдинку с какой стороны лучше задеть, учитывая при этом ветер, температуру, видимость... Кто хотел - получал хорошую школу.

Еще он очень любил друзей, которыми становились и его ученики. Но на службе послаблений никому из нас не давал. А уж если приедешь к нему в отпуск, на дачу, ни за что не отпустит, пока не загрузит багажник фруктами, крынками козьего молока! Ему ангорских козочек привезли - полюбил их, хотя эти хулиганы норовили всю зелень истоптать...

Владислав СМОЛЯГИН, ветеран ММП, капитан дальнего плавания:

- Как-то в Арктике наши суда встретились неподалеку от полярной станции в море Лаптевых. Подходим к "Ленину", Борис Макарович по радиотелефону запрашивает меня:

- У вас фрукты есть?

- Поищем. А сколько надо?

- Да не мне. Пятилетняя девочка вместе с родителями на станции живет. А у них, кроме сухарей, угостить ее нечем.

Конечно, команда это обращение услышала, собрали все, что было: яблоки, апельсины... Но я вот думаю - столько забот было у капитана с проводкой каравана у островов "Комсомольской Правды", а он не забыл о маленьком ребенке.

Соколов был настоящий профессионал, которому довелось расширять границы и возможности судовождения. И что интересно: никогда авторитетом не давил - не слышал я от него шума в радиоэфире, недовольства действиями других капитанов. До появления "Ленина" ледокольщики проводкой транспортов на буксире во льдах не занимались, при Борисе Макаровиче это стало обычной практикой.

А вот еще интересный пример. Сегодня финны строят новые суда, которые не только передним, но и задним ходом движутся. Молодцы, конечно, да только еще в 60-е годы наши капитаны, включая Соколова, задним ходом пользовались. Ругали нас, но случалось, иначе бы во льдах застряли...

Вообще смелости Борису Макаровичу было не занимать. Помню, застряли около Югорского Шара. Никогда тяжелые ледоколы через этот пролив не ходили. Собрал Соколов всех капитанов у себя, сидим, обсуждаем, колеблемся... А он не выдержал: "Хватит нервы трепать, собрались, значит, идем!" Между прочим, в пароходстве об этом решении узнали, когда Югорский Шар был уже пройден.

Иван ЛОПАТИН, капитан дальнего плавания, в прошлом заместитель начальника пароходства по мореплаванию:

- Я тоже вспоминаю о его решительности в сложных ситуациях. В районе мыса Челюскин танкер сдавал топливо. Внезапно началось стремительное движение льда, капитан танкера от растерянности закричал: "Вытаскивайте нас, иначе кормы лишимся!" Я был противником рискованного решения Соколова, но он настоял, уговорил. Подошли сквозь лед носом к танкеру, подали буксир и задним ходом вытащили судно в безопасный район.

Анатолий АЛЕКСАНДРОВИЧ, в прошлом первый заместитель начальника пароходства, ныне президент фонда поддержки атомного ледокола "Ленин":

- Благодаря таким людям, как Борис Соколов, сейчас Арктика работает. Через "Ленин" прошло свыше пяти тысяч человек, и можете себе представить, почти с каждым он общался, помогал стать профессионалами... Это при том, что у капитана "Ленина" забот более чем достаточно было. Мало кто знает, что 12 лет ледокол после вывода из эксплуатации не имел документов Регистра, а это многократно повышало ответственность капитана за его безопасность.

Примером работы "Ленина" Соколов и его последователи доказывали, что стране, флоту нужны именно такие ледоколы. Много позже ему же, Борису Макаровичу, пришлось доказывать на разных уровнях, что нельзя списывать первый атомоход в металлолом. И он добился своего. "Ленин" скоро встанет на вечную стоянку в Мурманске и будет лучшим памятником уважаемому капитану.

Сергей ГУЩИН, учащийся 4-й гимназии, член совета школьного музея Арктики:

- Мне довелось изучать биографию Бориса Макаровича. Есть в ней такой интересный эпизод. Он приехал поступать в Высшее арктическое училище, но запоздал. И тогда перед ним поставили жесткое условие - за три дня сдать десять экзаменов! Он уложился в этот срок.

Руслан ИГРИЦКИЙ, капитан дальнего плавания:

- В сложной ледовой обстановке наш теплоход получил серьезную пробоину. Мы были в очень подавленном состоянии, когда раздался стук в каюту капитана. Дверь распахнулась, и неожиданно, даже необъяснимо для всех, в каюту зашел капитан атомохода "Ленин" Соколов. Дело в том, что трап с "Ленина" на наш борт не подавался. Борис Макарович ничего объяснять не стал, просто поддержал в эту довольно трудную минуту и добрым словом, и советом. И сразу стало как-то спокойнее на душе. А потом пригласил в гости к себе и меня, и мою жену, которая тоже была в том рейсе.

Лишь потом я узнал, что капитан Соколов подвел ледокол к самой пробоине на нашем судне и через эту пробоину поднялся на борт... Вот что значит настоящая человечность и профессиональная солидарность.

Записал Владимир БЛИНОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.06.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня