08.07.2006 / Наш край

ЗРИТЕЛЬ ПОВЕРНУЛСЯ К МЕЛЬПОМЕНЕ?

Каждый театральный сезон имеет свои особенности. Прежде всего, это премьеры. В этом году их было не так уж много: четыре спектакля в Мурманской облдраме ("Чудесная башмачница", "Женитьба Дон-Жуана", "Слишком женатый таксист", "Три высокие женщины") и всего два - в театре Северного флота ("Тартюф" и "Барышня-крестьянка"). Кроме того, традиционные детские новогодние представления.

Отличительный знак прошедшего сезона - обилие актерских бенефисов. Свои полувековые юбилеи на сцене отметили Сергей Гронский, Татьяна Рулла, Николай Новодворский. Бенефисным для Алексея Шулина оказался спектакль "Слишком женатый таксист", ведь актеру наконец-то присвоено звание заслуженного артиста России. "Три высокие женщины" поставлены из расчета на индивидуальность народной артистки России Аллы Журавлевой.

Юбилейная дата настигла и известнейшую Марину Скоромникову, которая отметила ее на репетиции "Короля Лира". Осенью в этом спектакле народная артистка РФ по воле главрежа Султана Абдиева должна сыграть заглавную мужскую (!) роль.

Что такое актерский бенефис - только ли праздник? Можно ли судить по нему о творческой форме исполнителя? Когда как. Мне искренне понравился бенефис Николая Новодворского в ТСФ. Он исполнил главную роль в незамысловатой комедии положений "Перебор"(режиссер Ю. Сергиенко). Образ для Новодворского несколько неожиданный. Он играет капризного лондонского ловеласа, запутавшегося в своих любовных похождениях. Играет озорно, остроумно. Спектакль, идущий в театре не первый сезон, на юбилее артиста прозвучал свежо, чувствуется, что актерский ансамбль (А. Агафонов, А. Макаров, О. Цыплякова и др.) по-настоящему сложился.

Известный мурманской публике не только как артист, но и как поэт Сергей Гронский ( МДТ) блеснул в современной пьесе Льва Корсунского "Женитьба Дон-Жуана"(режиссер А. Водопьянов). Актер справился с трудной характерной ролью, продемонстрировав лишний раз верность русской театральной школе. Дуэт Дон-Жуан - Сганарель (А. Шулин) сыгран мастерски. Смешно и трогательно наблюдать за перипетиями отношений хозяина и слуги, с одинаковой страстностью соблазняющих из века в век красавиц, простушек и дурнушек Испании. А вот молодой состав исполнителей в этом спектакле, увы, не дотягивает до высоты мурманских мэтров, ребята существуют на сцене как бы в иной актерской манере (о школе говорить пока явно не приходится).

Немного жаль, что звание заслуженного артиста России Алексей Шулин встретил всего лишь новой комедией. В остросюжетной, но откровенно пустоватой пьесе Рэя Куни "Слишком женатый таксист" для него, естественно, сразу же нашлась роль. Таких, как Джон Смит - чрезмерно нервических, вероломных и женолюбивых субъектов артист сыграл предостаточно. Богатый артистический темперамент позволяет ему достигнуть в игре настоящей виртуозности. Не менее виртуозно, кстати, ведет свою партию и Валерий Журавлев (роль придурковатого, вынужденно выдающего себя за "голубого" горе-товарища главного персонажа Стэнли Поуни).

Шулин очень талантлив, спору нет. Но лучшими его работами в театре МДТ все-таки являются образы сложные, противоречивые: Тейлор из "Луны для пасынков судьбы", Том в "Стеклянном зверинце", Нерон в пьесе Э. Радзинского " Театр времен Нерона и Сенеки". Эти постановки еще в репертуаре театра, и я советую всем поклонникам артиста их посмотреть.

Так или иначе, актерам в этом сезоне блеснуть удалось. С режиссерскими удачами сложнее. Не было ни одной постановки Султана Абдиева. Главреж репетирует "Короля Лира" и, возможно, не хочет размениваться. Зато Никита Ковалев выпустил друг за другом три спектакля: "Чудесную башмачницу" (комедия Гарсиа Лорки), комедию "Слишком женатый таксист" и новогоднюю сказку. Репетирует "Таланты и поклонники", но это песня будущего сезона.

Комедии в постановке Никиты Ковалева, на мой взгляд, выглядят с ремесленной точки зрения вполне убедительно (особенно "Таксист", где перипетии выяснения отношений "кто есть кто?" вызывают искренний зрительский хохот). Но творческой новизны я в них, увы, не увидела. Есть попытка привнести игровой, условный, почти "капустный" элемент в классическую, чуть скучноватую комедию, рассказывающую о нравственных преимуществах неравного брака ("Чудесная башмачница"). Но смотрятся все эти нововведения (соседки бегают гуськом, жених скачет на деревянной лошадке) в меру обаятельной "любительщиной" и не позволяют серьезным опытным актерам (В. Стоменку - роль "старого мужа" и Е. Макаровой - эксцентрическая роль матери) раскрыться в полную меру своих возможностей.

Заслуженный деятель искусств Юзеф Фекета осуществил на подмостках флотского театра свою давнюю мечту - мольеровского "Тартюфа"... И тут, к сожалению, о безоговорочной удаче говорить не приходится. Я смотрела этот спектакль трижды! (хотя, может быть, надо относиться к походу в театр проще?..). Хотелось разобраться в художественном замысле постановщика. Публика ведь принимает "Тартюфа" на ура, аплодирует стоя. К слову, зрители в последние годы склонны к овациям. В феномене этого явления - возврата любви к Мельпомене, еще стоит разобраться критикам.

Случай с флотским "Тартюфом" не самый простой. Внешне все в спектакле вроде бы благопристойно и благополучно. Зритель как будто попадает во времена самого Мольера, играющего свои пьесы при королевском дворе. Шикарные костюмы, добротные декорации - знатный дом Оргона, где на всех этажах и во всех закоулках воцарился дух двуличного Тартюфа (художник Р. Чебатурина). Много танцевальных вставных номеров. Артисты темпераментны. Четко и красиво звучит классицистический стих. Все в принципе на своих местах. Обманщик обманывает. Простаки "ведутся" на его уловки и жестоко расплачиваются за это... Все так.

Но того, что принято называть концепцией спектакля, нет. Проще говоря, непонятно, какую историю рассказывает нам театр. Про что? Все действие распадается на отдельные, весьма профессионально сыгранные, сцены. А результат известен публике заранее. Даже тем немногочисленным, кто не знает со школы классического сюжета. То, что Тартюф - подлый лицемер, понятно с первого его появления перед публикой. В спектакле отсутствует интрига. И это большой постановочный минус.

К исполнителям же ролей особых претензий нет. Более того, эта постановка открыла мурманчанам сразу двух новых артистов: О. Куртанидзе (Тартюф, в очередь с Е. Щербаковым) и В. Смолькова (Оргон, в очередь с В. Давыдовым).

Надо признать, "новобранцы" произвели сильное впечатление. Олег Куртанидзе буквально покоряет своими мощными актерскими возможностями. Но...они не оправдывают себя. Поведение героя оказывается мало мотивированным и никуда в психологическом отношении не ведущим. Вволю побушевав в первом действии, О. Куртанидзе явно сникает к финалу. Нет даже намека на судьбу персонажа.

Чего не скажешь о Тартюфе - Е.Щербакове. Артист мастерски педалирует комедийные моменты роли, но в то же время пытается сыграть очередное фиаско неглупого, но вынужденно приспосабливающегося к "волчьим законам " человека. Хорош дуэт Тартюф (Е. Щербаков) - Эльмира( Н. Долгалева). Однако достойного "трио" Оргон - Эльмира - Тартюф не возникает. Исполнители тянут в разные стороны.

Оргон-Смольков импульсивен - настоящий ураган. Страсти! Эмоции! Он мечется по двухэтажному дому, сбрасывает то и дело в пылу доказательств невиновности своего любимчика с головы парик, с разбегу падает, готов всех разнести в пух и прах. Зажигательно, но вновь - в итоге как-то пусто. Про что "сыр-бор"? Просто темперамент такой у человека? Вскипел и тут же остыл? А что он при этом испытывает по-настоящему, глубоко, личностно? Чем, наконец, дорожит в Тартюфе? Почему не верит домочадцам? Непонятно.

Виктор Давыдов в роли Оргона, напротив, спокоен, даже ленив. Он, кажется, слишком интеллигентным и порядочным, чтобы заподозрить кого-либо (тем более Тартюфа!) в подлости. Спавшая с глаз пелена для него во многом крушение веры в человечество. Но и этот ход не воплощается в полной мере из-за общей эклектичности постановки.

А публика...Думаю, публика аплодирует, прежде всего, режиссерской страстности. И исполнительской честности. Ярким декорациям. Лишний раз замечу, что постановки флотского театра отличаются высокой степенью ответственности перед зрителем. Здесь никогда не встретишь халтуры. А что до постановочного просчета, - думаю, театр чуть ослеплен величием и блеском мольеровской драматургии. Кажется, что вершина труппой покорена. Но пока это видимость настоящего успеха.

Последняя премьера сезона - спектакль по пьесе Э. Олби "Три высокие женщины", поставленный питерским режиссером Л. Погосьяном ( художник А. Пронин, балетмейстер Р. Залялутдинов) Я очень ждала эту премьеру. И она не разочаровала меня. Получилась красивая, к финалу по-настоящему высокая - устремленная в Космос - история о земном существовании Женщины. В трех ее ипостасях - Молодость (В). Зрелость (Б). Старость (А).

Можно только склониться перед талантом народной артистки России А. Журавлевой, которая нашла в себе силы (и мужество!) сыграть в первом акте эту трагикомическую старушенцию, исполненную жесточайшего эгоизма, детской трогательности и человеческой обреченности одновременно. Браво!

Я далека от мысли о том, что этот спектакль "на ура!" примет широкий зритель. Олби - тяжелый драматург. А Погосьян - режиссер специфического "литературного театра", где много внимания уделяется не действию, а тексту и слову как таковому. Актеры играют большей частью в условной манере. Неизбежны огрехи в трактовке, психологической мотивировке рассказываемых героинями событий. При всей впечатляющей исполнительской силе Галины Серегиной (героиня Б), я не вижу прямого соответствия ее персонажа с центральной Женщиной А. Это абсолютно разные индивидуальности. А вот бессловесная роль В. Равдановича (Сын) покоряет сразу. Артист умудряется молча пережить драматизм судьбы своей эксцентричной матери, весь второй акт сидя у ее смертного ложа. И лишь в конце горько и безутешно плачет об утраченной любви. Сильно и правдиво сыграно.

Для восприятия подобного рода зрелищ нужна, что и говорить, культура, а не просто любовь к театру. Но, будем надеяться, зрители у "Трех женщин" найдутся. Спектакль того заслуживает.

Таким видится прошедший сезон. Готовит определенные сюрпризы и следующий. Режиссеры проявят себя в классическом репертуаре. Шекспир. Целых "два Островских" - "Таланты и поклонники" (МДТ) и "На всякого мудреца довольно простоты" (ТСФ). Готовится к постановке нашумевшая "Зима" Е. Гришковца (ТСФ). Восстанавливается "Щелкунчик" (ТСФ)... Афиша вызывает интерес.

А пока и зрителям, и театру остается пожелать по-настоящему соскучиться. Кому по сцене. Кому по партеру с галеркой. Соскучиться - и обрадоваться встрече. Ведь театр - это то, что всегда только начинается. И окончание сезона никогда еще не означало финальной точки.

Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.07.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня