10.02.2007 / Наш край

"Рогатый" - это комплимент

Когда Николай увидел эту обтрепанную и засаленную сумку, забытую в салоне троллейбуса, первой мыслью было просто выбросить ее. «Наверняка какой-нибудь бродяга оставил», - решил он. Однако отнес находку диспетчеру. Каково же было всеобщее удивление, когда следом прибежала запыхавшаяся, весьма прилично одетая женщина и сбивающимся голосом спросила о пропавшей вещи. Видели бы вы ее радость! Рассыпаясь в благодарностях и, судя по всему, еще не вполне придя в себя, она показала двойное дно сумки, где были спрятаны доллары и солидная сумма в рублях.

Запоминающихся историй у водителя троллейбуса, а ныне начальника участка эксплуатации депо № 2 мурманского предприятия «Электротранспорт» Николая Короткова было немало, смешных и не очень. Он вспоминает, как из-за недоработок конструкторов часто «выкидывали коленца» машины одной из первых моделей. На такой он однажды на обледенелом проспекте Ленина, неподалеку от драмтеатра, не справился с управлением, развернулся на 180 градусов и вынужден был начать двигаться по встречной. А в другой раз изменить направление хода потребовал пассажир. Не вполне твердо стоявший на ногах, но твердо уверенный во всемогуществе своих денег мужчина предлагал «шефу» полтинник за доставку на Нижнеростинское шоссе. То, что для этого троллейбусу пришлось бы несколько километров ехать без проводов, - ему препятствием не казалось.

Продолжать можно долго. Как-никак, за рулем троллейбуса Николай Петрович не один десяток лет. За это время стал заслуженным работником ЖКХ (раньше троллейбусное предприятие относилось к этой структуре), получил орден Трудовой Славы III степени. Он - из первого состава водителей МУП «Электротранспорт», которое отмечает в эти дни 45-летие.

45 лет назад, 11 февраля 1962 года, на улицы столицы Заполярья вышла первая «рогатая» машина. Хотя маршрут был сравнительно короток - от улицы Карла Либкнехта до областной больницы, новый транспорт сразу стал любимым для северян, и многие в тот памятный день катались на нем раз за разом.

Впрочем, такими троллейбусы и остаются. Удобными и незаменимыми, как гондолы для жителей Венеции или метро для москвичей и петербуржцев. Только вот «Электротранспорт» сегодня предприятие уже совершенно иного масштаба. Троллейбусы своими маршрутами пронизали все районы Мурманска, год за годом подтверждая стабильность и надежность.

И, как уверен генеральный директор «Электротранспорта» Сергей Коробков, у возглавляемого им предприятия неплохие перспективы.

- В последние два года мы вновь заговорили о развитии, тогда как до этого долгое время практически стояли на месте: так, с 1998 года не было введено в строй ни километра новых линий, лишь одна тяговая подстанция, - сказал в нашей беседе Сергей Евгеньевич. - Сейчас есть перспективы освоения новых районов города. В первую очередь это Восточный микрорайон, в нынешнем году стартуют проектные работы. Скорее всего, начнем с улицы Старостина. С конца минувшего года идет стройка линии от второго депо по улице Ивченко до улицы Лобова. Что касается Росты, там есть технические сложности, но в любом случае вопрос этот решаться будет. А пока, чтобы доставлять горожан к конечной остановке троллейбуса, мы планируем ввести там собственные автобусные маршруты, ими смогут воспользоваться люди с обычными проездными и едиными социальными билетами. Кроме того, будем продолжать обновление парка. Последние годы оно шло, но с отставанием, а ведь это означает неудобства для пассажиров. Есть основания надеяться, что наступивший год станет в этом вопросе переломным. Власти Мурманска готовы нас поддержать, поскольку троллейбусы для города являются выгодным видом транспорта, относительно дешевым и экологичным. Взять хотя бы такой пример. Один троллейбус свободно перевозит сотню пассажиров. А «маршруток» на такое же количество человек потребуется десяток, что немало для наших и без того перегруженных дорог. Вот и решайте, что городу лучше.

Когда накануне дня рождения предприятия я оказался в депо № 2, оно представилось мне маленьким городом в городе - с многочисленными домами и дорогами. Сюда «рогатые» 2-го, 3-го, 4-го и частично 10-го маршрутов - всего 80 машин - приезжают после рабочего дня, отдыхают и готовятся к новой встрече с нами, пассажирами. Их работоспособность обеспечивают свыше полутысячи человек. В центральном здании расположены и кабинеты персонала, и троллейбусный «гараж» - огромный ангар для осмотра и ремонта. Внутри тянутся длинные смотровые ямы, забираясь на которые, 12-тонный гигант подставляет свое мощное брюхо наметанному взгляду механиков; сверху, вторым этажом, расположены мостки для электромонтеров.

Здесь ежедневно перед выходом на линию тщательную «медкомиссию» проходит каждая машина. Проверяет их бригада из семи специалистов, через 12 часов вахту принимает новая смена

- таким образом, процесс продолжается круглые сутки, дабы троллейбусы всегда были готовы «на все сто». Еще более подробные техосмотры проводятся раз в неделю и раз в месяц. Но и это еще не все: через определенное число «намотанных» километров положен плановый ремонт.

- Когда приходит срок, мы разбираем машину на механизмы, каждый проверяем, проводим профилактику, - поделился подробностями начальник ремонтных мастерских Михаил Бурцев. - Если что-то не так, ставим диагноз и «лечим», чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно и безопасно.

Вообще же на всем протяжении экскурсии постоянно чувствовалось, что специалисты «Электротранспорта» относятся к троллейбусам почти как к живым существам - бережно и с уважением. Да может ли быть по-другому, когда работают действительно преданные своему делу люди. Как рассказал начальник депо № 2 Иван Коваленко, текучесть кадров здесь низкая, относительно часто меняются разве что кондукторы.

- Из ныне работающих полтора десятка человек трудятся со дня основания депо. И в целом у сотрудников немало достижений и наград - орденов, званий. Раньше водитель троллейбуса считался престижной профессией, желающих было много, на место по три человека приходили. Сейчас, конечно, претендентов поменьше. Хотя зарплата довольно высокая, столь тяжелую работу не все готовы «потянуть». И режим не из легких - первый рейс начинается в начале шестого утра, а вставать приходится раньше трех, чтобы добраться сюда, пройти медосмотр. Да и на дорогах сейчас трудно.

На последнее обстоятельство сетуют и водители. Особенно много неприятностей причиняют владельцы дорогих иномарок, которые считают, что мощное авто позволяет им в любой момент обгонять и «подрезать» остальные машины, в том числе троллейбусы. И этим подвергают опасности всех находящихся в салоне пассажиров.

Вот и ветеран предприятия Марс Садердинов, севший за руль троллейбуса 45 лет назад, а до этого работавший таксистом, уверяет, что водить «рогатого» сложнее, чем «легковушку»:

- Сейчас, конечно, модели троллейбусов стали удобнее, совершеннее. Но вот дороги - хуже. Большинство из них за последние полвека шире не сделались. А машин прибавилось в десятки раз. При этом водителю троллейбуса приходится следить сразу за двумя дорогами - нижней и верхней, то есть проводами, потому что маневренность у нас очень ограничена.

И все же специалисты «Электротранспорта» свою работу любят, и городок депо действительно является для них вторым домом. Тому имеются вполне объективные подтверждения. Здесь есть все не только для работы, но и для отдыха сотрудников - тренажерный зал, сауна, столовая. Особая гордость - зимний сад. Он расположен в теплице, которую >построили более двадцати лет назад, каждый сотрудник предприятия безвозмездно провел на стройке четыре дня. Росли здесь и огурцы, и помидоры, и укроп, и даже лимоны. Но потом вместо сельхозугодий было решено оставить просто зеленый уголок. И теперь здесь круглый год радуют глаз разнообразные цветы, а стены обвивает яркий плющ.

Так что для комфорта работников в депо есть все необходимое. Как, впрочем, делается на предприятии все необходимое и для того, чтобы комфортно было нам, пассажирам. Чтобы в любой день, при любой погоде мы могли быть уверены, что «рогатый» без задержек и неудобств доставит нас в нужную точку города. А в мастерстве специалистов сомневаться не приходится - оно признается на самом высоком уровне. Вот и в канун 45-летия «Электротранспорта» четверо сотрудников - водитель Борис Круглов, техник Тамара Мурашко, водитель-наставник Геннадий Савинов и водитель-перегонщик Анатолий Хромулин были удостоены звания «Почетный работник горэлектротранспорта России». Еще восьмерым вручили министерские грамоты и благодарности, 22 человека получили награды от властей города и области. Что ж, достойные и, несомненно, заслуженные подарки к празднику.

Илья ЛЕОНИДОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.02.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,824477,383280,901174,8890
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня