12.04.2007 / Наш край

Здравствуй, богатырь!

Издалека он кажется не таким уж большим. По свинцовой воде идет не спеша К бортам тесно прижимаются малютки-буксирчики. А вот когда швартуется к причалу, становится понятно, какая это махина: дедушка «Ленин» рядом с ним как бы тушуется, уступая дорогу молодому богатырю. У причала они стоят рядышком: старейший атомный ледокол и самый новый, самый большой в мире.

Атомоход «50 лет Победы» пришел в порт приписки вчера днем. Его переход из Петербурга длился 8 суток. Ну а срок от закладки судна до подъема флага на фок-мачте и вовсе рекордный -18 лет. Строительство началось еще в 1989 году, тогда предполагалось, что ледокол будет носить имя «Урал». Затем будущего гиганта перекрестили в «50 лет Победы», но экономический обвал начала 90-х привел к тому, что в юбилейный год до окончания работ было еще ой как далеко. На несколько лет они были вовсе заморожены и лишь в 2003-м снова пошли полным ходом. И вот наконец новорожденный атомоход добрался до Мурманска.

По пути он выдержал первый экзамен - серьезный шторм. И вышел из него с честью.

- Ледокол повел себя просто замечательно! - не скрывает эмоций капитан Валентин Давыдянц. - Мы практически не почувствовали бортовой качки. И это несмотря на то, что почти все время волны били в борт почти под прямым углом. Да и высота их была приличной - от 6 до 12 метров.

Стаж Давыдянца на атомных судах - четверть века. Ходил на «Ленине», «Сибири», «России». Повидал всякого, но накануне перехода из Питера в Мурманск волновался нешуточно. Беспокоил характер судна. Дело в том, что корпус нового атомохода по форме сильно отличается от тех, что имеют предшественники. Он длиннее той же «Арктики» почти на двенадцать метров. Но главное, у него ложкообразный, сильно закругленный нос. Такие, как заметил Валентин Сергеевич, нынче обычно бывают у маломощных судов. А тут, как ни крути, 75 тысяч лошадей при водоизмещении 25 тысяч тонн!

- Мы опасались, что при серьезном волнении такой нос будет «стучать» по волнам, что может вызвать повреждение механизмов и судовых конструкций, - рассказывает капитан. - Готовились к худшему. Но корабль оказался просто умницей - послушный, маневренный, устойчивый. Знаете, при всей моей любви к «России» (Давыдянц командовал этим атомоходом двадцать лет. - Т. Б.), признаюсь: новый ледокол ведет себя гораздо лучше!

Начинка гиганта не многим отличается от других атомоходов класса «Арктики» более ранней постройки. Ядерная установка - сердце корабля - точно такая же. А вот управление компьютеризировано. Электромеханики в просторном ЦПУ постоянно наблюдают за всеми процессами через большие мониторы. Созданы более комфортные условия для экипажа - даже танцевальный зал есть. Но для моряков это, пожалуй, не главное. И свой новый корабль они оценили в первую очередь за покладистый характер. Настоящая рабочая лошадка - не норовистая, спокойная.

Мурманск встретил «50 лет Победы» снегом. Резкий ветер, ненастье - привычная северная весна. Вопреки капризам погоды морякам постарались устроить теплый прием. На торжественном митинге у трапа судна команду приветствовали первый заместитель губернатора Александр Селин, председатель областной думы Евгений Никора, мэр Мурманска Михаил Савченко.

- Страна осознала роль Северного морского пути в своем экономическом развитии и наконец приступает к восстановлению его инфраструктуры, - отметил, выступая, Александр Селин. - Кроме того, демонстрирует уважение к Мурманскому морскому пароходству, отдавая ему в доверительное управление крупнейший и самый современный в мире ледокол.

По словам гендиректора пароходства Александра Медведева, первоначально новое судно будет, как и другие ледоколы, осуществлять проводку судов в высоких широтах. В первый рейс в Дудинку «50 лет Победы» отправится уже 26-27 апреля. Ну а впоследствии планируется использовать его в рамках разработки шельфа Арктики. Вероятно, атомоход будет обслуживать платформы и проводить танкеры, перевозящие углеводороды.

Появление долгожданного судна само по себе значимое событие для Мурманского пароходства. Ну а в будущем юному атомоходу предстоит заменить одного из своих старших братьев - ледокол «Арктика», срок эксплуатации которого заканчивается через год.

Татьяна БРИЦКАЯ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.04.2007

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,261072,239076,138570,7868
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня