05.05.2007 / Наш край

Прошедший сквозь лед и огонь

Человека, отправившегося в неизведанные просторы Арктики, зимовавшего на затертом льдами судне и сумевшего добраться до Большой земли через бескрайние снежные просторы, большинство наверняка назвали бы героем. Но судьба порой распоряжается иначе, и тяготы арктических скитаний могут оказаться лишь прелюдией к еще более суровым испытаниям. Именно так произошло с Александром Конрадом, участником экспедиции на шхуне «Святая Анна». Ее ледовый поход лег в основу каверинских «Двух капитанов».

Об этом путешествии, начавшемся от побережья Кольского края, из Александровска (ныне Полярный), летом 1912 года, «Мурманский вестник» уже рассказывал. Напомним, что судно было затерто льдами в Карском море. После почти двухлетнего дрейфа четырнадцать участников похода покинули борт, стремясь достичь островов Земли Франца-Иосифа. До мыса Флора посчастливилось дойти лишь двоим - штурману Валериану Аль-банову и кочегару Александру Конраду. Здесь их подобрало судно «Святой Фока» экспедиции Седова и доставило к становищу Рында, откуда они на пароходе «Николай II» прибыли в Архангельск.

Как выяснилось в ходе изучения многочисленных исторических источников, участники полярной эпопеи вовсе не были обласканы вниманием официальных лиц...

Ненужные герои

В дневнике штурмана Альбанова, который тот вел во время арктического похода, и в «Выписке из судового журнала» капитана «Святой Анны» Георгия Брусилова о Конраде сведений немного. Поэтому пришлось обратиться к архивам. В них обнаружились автобиография, лист перемещения по службе, анкетный лист.

Родился Конрад в Петербурге в 1890 году и был единственным ребенком в семье рабочего. Мать - работавшая прислугой Елизавета Ивановна, отец - печник Эдуард Янович. С 10 лет помогал отцу, в 17 лет устроился матросом. Затем трудился кочегаром на частных судах. В 1912 году нанялся на «Святую Анну».

После второй зимовки на зажатой льдами шхуне оказался в составе группы, покинувшей судно 10 апреля 1914 года. Во время похода к материку уже 28 мая Конрад был намерен бросить нарты, каяки и идти налегке, на лыжах. В тот момент Альба-нов его убедил: оставлять вещи преждевременно. Однако вскоре Конрад и матрос Шпаковский устроили побег - захватив лучшие лыжи, единственный бинокль и часы, они бросили группу усталых, больных людей и ушли вперед. Однако волею судьбы вновь встретились с товарищами по несчастью.

До земли дошли лишь двое. Видимо, в первую очередь здесь сыграли роль физическая сила и выносливость. Действительно, на фотографии Конрад выглядит богатырем: широкое лицо, мощные шея и руки. Н. В. Пинегин, участник экспедиции Седова, при встрече с Конрадом на мысе Флора отмечал: «Конрад - плотный парень с простодушной улыбкой и жемчужными зубами. Глядя на его цветущее лицо, можно подумать, что он только что вернулся из веселого плавания на яхте, а не из скитаний по льдам».

В Архангельске портовый врач осмотрел вернувшихся седовцев, Альбанова и Конрада. Многих поместили в больницу. О состоянии Александра сказано: «Жалуется на боли в суставах ног, особенно в коленях. При осмотре найдены изменения в коже нижних конечностей в виде кровоподтеков и утолщения в мышцах ног. Десны не поражены. Сердце без изменений».

Большая земля встретила полярников неласково. Даже седовцы оказались в полном забвении: заработную плату за участие в экспедиции не выдали, произведенные научные изыскания никого не интересовали. Что ж говорить про экспедицию Брусилова, которую снаряжало не Морское министерство, а частное лицо - дядя капитана. Прибыв в Петербург, Конрад получил расчет за работу на «Святой Анне». От кого - сам он не сообщает. Скорее всего, деньги выдала хозяйка шхуны Анна Брусилова, с которой заключался договор об участии в экспедиции.

Пострадавший к службе... годен

Конрад, несмотря на обмороженные пальцы ног, все же был призван на германский фронт, где прослужил всю империалистическую войну рядовым Сибирского стрелкового полка. Весной 1918 года в Петербурге мобилизовался в Красную армию, служил на флоте, на колчаковском и унгерновском фронтах. В 1923 году вернулся в Петроград.

После Гражданской войны началось восстановление морского транспорта. Были организованы самостоятельные государственные пароходства: Северное, Черноморско-Азовское, Каспийское и Балтийское. В 1923 году Конрад устроился кочегаром в Балтийское морское пароходство (БГМП). С 1926 года он трудился на пароходе «М. Томский» недавно созданного общества Совторгфлот, затем - на судах Мургосрыбтреста до осени 1932 года.

Работал Конрад на фонарном заводе, затем в Беломорском торговом порту. Был уволен. Более года искал работу. В 1939 году устроился машинистом на пароход «Вишера», затем на «Моссовет» Балтийского морского пароходства.

У последнего довольно интересная судьба. Грузовой пароход «Моссовет» построен на судовой верфи «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене, порт приписки - Ленинград. Капитан судна А. П. Бочек вспоминал: «Техническое состояние «Моссовета» позволило в навигацию 1939 года немедленно включиться в работу по выполнению ответственных заданий правительства: осенью во время советско-финляндской войны «Моссовет» плавал из Мурманска в Петсамо и всю зиму 1939/1940 года на Шпицберген за углем. Это были тяжелые рейсы...»

Советско-финляндская война стала уже третьей (!) в жизни Конрада после империалистической и Гражданской - не считая войны со льдами.

В мае 1940-го «Моссовет» прибыл в Мурманск, откуда Конрад 27 мая больным уехал в отпуск. В этот же день было подписано обращение наркома и начальника политуправления морского флота о закреплении личного состава за переданными судами в новом пароходстве. Членам экипажей предлагалось с 1 июня переходить на работу в Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство. Но Конрад не успел это сделать.

ПИсьмо прервала смерть

Из Мурманска Конрад приехал домой, в Ленинград. В семье положение было тяжелое:

заработную плату не выдали ни супруге, пока он был на войне, ни ему перед отпуском. И вскоре Александр составляет письмо начальнику Главсевморпути И. Д. Папанину, начиная его словами: «Экспедиции Брусилова проситель Конрад Александр Эдуардович».

Что заставило Конрада так обратиться к руководителю огромного морского ведомства? Отчаяние оскорбленного человека? Болезнь? Тяжелое материальное положение? Скорее всего, надежда, что именно Папанин, моряк, участник арктических экспедиций, поймет его, выслушает, поможет...

Закончить письмо бывший кочегар «Святой Анны» уже не смог. Это сделала жена, прося помочь «бедной морячке, которая похоронила своего мужа Конрада и осталась с дочерью 17 лет. Сын взят во флот, и никто не работает. Очень трудно, нет моего старого полярника». Она же сообщила, что «первый лист Конрад писал перед смертью».

Из секретариата Главсевморпути начальнику Мурманского пароходства А. Д. Фортученко направлено письмо, где Папанин обязывает «оказать ей помощь и содействие в получении пенсии за мужа». Фортученко направил гражданке Конрад Е. А. такой ответ: «Трудовой книжки его в Мургосморпароходстве нет. Она находится в делах Балтийского пароходства, куда и надлежит обратиться». Благодаря указанию Папанина личное дело Конрада разыскали. Но пенсии за мужа жена Конрада так и не добилась.

Удалось найти некоторые сведения о сыне Конрада. Александр Александрович родился в 1912 году, когда отец уже ушел в Арктику. Известно, что Конрад-младший был сигнальщиком. Участник Великой Отечественной войны. Прислал последнее письмо с корабля из Эстонии. В Книге Памяти по Ленинградской области и в документах архива Ленинградской области значится как «пропавший без вести в ноябре 1941 года».

А вот дочь Конрада Тамара 1923 года рождения живет по сей день в Астрахани, куда эвакуировалась из Ленинграда в 1943 году. С ней удалось связаться. Отвечая на вопросы, в письме она рассказала следующее: «Перед смертью отца, он уже терял сознание, пришли из музея. Просили повидаться с отцом, но он уже не мог говорить. Слишком поздно хватились». Так и получилось, что многие события и подробности трагического похода в Арктику кочегар унес в могилу.

Валентина КУЗЬМИНА, член мурманской Ассоциации исследователей Арктики.

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.05.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,745475,776176,981773,6525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня