15.06.2007 / Наш край

Большой шторм вокруг маленьких рейсов

Если для кого-то морские прогулки развлечение, то для жителей побережья нашего края - дело обыденное. Для них морской лайнер - не роскошь, а средство передвижения, и порой единственное, на котором можно добраться до «большой земли». К примеру, между Островным и Мурманском только такая транспортная связь и существует. Как-то рассказывали «островитяне», что некоторым настолько часто приходится преодолевать этот путь, что в ходу даже такое понятие - «моя каюта» (она и в самом деле постоянная).

С приходом лета к постоянным пассажирам теплохода «Клавдия Еланская» присоединялись жители прибрежных населенных пунктов Ловозерского и Терского районов: зимой они могут выбраться из своих мест только авиацией. Жизнь в Сосновке, Чаваньге, Чапоме и других отдаленных селениях становится уже не столь замкнутой. Теплоход, курсирующий вдоль берегов нашего полуострова, доходил до Архангельска - отпускники предпочитали добираться в южные края именно через него: и быстрее, и удобнее. На борту судна перевозили не только пассажиров, но и доставляли в поселки свежие продукты, так называемый скоропорт. Так что прибытие «Клавдии Еланской» было событием практически для всех жителей этих населенных пунктов.

Нынче, как и обычно, ближе к июню жители отдаленки начали собираться в путь по морю. Однако оказалось, что появление на горизонте долгожданного теплохода под большим вопросом.

Дело в том, что контрольно-счетная палата Мурманской области, проверив расходование средств областного бюджета на морские перевозки населения, пришла к выводу: он не вправе оплачивать перевозки, осуществляемые за пределы региона. Архангельск - он как раз за пределами и есть, маршрут до него считается уже межрегиональным. Это уже вне компетенции субъекта Федерации, а в Москве до сих пор не определились, как финансировать такие рейсы. Стало быть, использование бюджетных денег на передвижение морским транспортом дальше Островного - нецелевое.

Парадокс в том, что областная казна дополнительных затрат из-за этою не несла, не было и перераспределения средств. Ведь областной департамент промышленности и транспорта в 2006 году заключил договор с Мурманским морским пароходством на полную аренду «Клавдии Еланской». (В предыдущие годы арендатором выступала администрация ЗАТО Островной.) То есть заходило судно к соседям в Архангельск или нет - цена вопроса одна и та же. А для людей, наших же земляков (ведь архангелогородцы летом как-то не очень стремятся в Мурманск), - большая разница.

Согласиться с сокращением маршрута - значит отвернуться от их проблем. И областные власти до сей поры последовательно выступали за то, чтобы конечным пунктом летних рейсов был город на Северной Двине.

- Это делалось с одной целью - как можно полнее обеспечить потребности населения, - подчеркивает первый заместитель руководителя областного департамента промышленности и транспорта Сергей Леус. - Ведь в 184-м федеральном законе сказано, что при перераспределении полномочий между федеральными, региональными и муниципальными уровнями не должно происходить сокращения объемов услуг и работ, выполняемых для населения, или ухудшения их качества.

Но на всякий закон найдется другой. И он, другой, может как раз настаивать на том, что неминуемо ведет и к «сокращению объемов», и к «ухудшению качества». И приходится скрепя сердце ему подчиняться. Тем более что из-за начавшихся споров начало нынешней летней навигации едва вообще не оказалось под угрозой срыва. То-то был бы подарок жителям побережья, уже упаковавшим пляжные принадлежности в чемоданы: без теплохода и ни туды и ни сюды...

- Действительно, по закону мы обязаны обеспечить только межмуниципальные перевозки, - продолжает Сергей Максимович. - Поэтому в соответствии с требованием контрольно-счетной палаты было принято постановление правительства области «Об обслуживании населения Мурманской области морским пассажирским транспортом» и утверждено новое положение об их субсидировании. В итоге мы сумели доказать, что последней точкой маршрута необходимо сделать не Островной, как это предлагала КСП, а более дальний населенный пункт - Чапому. Так что этот социально значимый маршрут, как и прежде, огибает практически весь Кольский полуостров.

Правда, по словам Сергея Леуса, и это решение далось нелегко:

- Договориться с пароходством было достаточно сложно. Перевозчик ' не очень хотел брать на себя обязательства на условиях, что он станет самостоятельно выполнять перевозки, а областной бюджет будет только компенсировать убытки, понесенные им из-за того, что установленная правительством стоимость проезда в несколько раз ниже реальной. Да и контрольно-счетная палата, похоже, уже ищет недостатки в новом порядке финансирования перевозок. Все это отнимает много времени и сил. Но мы все же надеемся прийти к взаимопониманию.

Договор на перевозки с Мурманским морским пароходством был подписан буквально перед тем, как теплоходу надлежало выйти в первый рейс, - 1 июня. К счастью, разбирать собранный багаж пассажирам все же не пришлось. Так что жители отдаленки теперь могут не волноваться - белый пароход обязательно причалит к их берегу. «Клавдия Еланская» будет курсировать вдоль Кольского побережья все лето, а до Островного - до 31 декабря. Можно запасаться расписанием рейсов.

Правда, отпускникам, нацелившимся на юга, придется смириться, что сначала придется прокатиться на север - в Мурманск. Хотя от той же Чапомы, гляньте на карту, гораздо ближе до Архангельска... Только к чему наши карты тем, кто пишет законы? Им достаточно и карты Садового кольца.

Ольга НУРЕЕВА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 15.06.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,523876,092679,647873,8708
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня