27.06.2007 / Наш край

Ученые раздвинули границы России

- Мощность взрывов - от 400 килограммов до тонны тротила... Качество полученных материалов, по предварительным оценкам, высокое. Задача по прослеживанию земной коры вдоль хребта Ломоносова выполнена. Мы получили полный объем отражений... Все это укрепляет позиции России в Арктике, - так оценил результаты завершившейся экспедиции «Арктика-2007» директор ВНИИ океангеологии Валерий Каминский. На днях атомный ледокол «Россия» вернул исследователей в Мурманск, и на его борту состоялась встреча с прессой.

Взрывы проводились на глубине до ста метров (всего их было тридцать, и ушло на это двадцать тонн тротила). Они нужны, чтобы по отраженному сейсмосигналу ученые могли определить профиль дна. Профиль фиксировали специальные регистраторы, которые устанавливались с помощью двух вертолетов. Для чего это необходимо, зачем потребовался столь сложный, дальний, затратный для государства рейс?

Все дело в том, что конвенция ООН по морскому праву определяет внешнюю границу государства по 12-мильной зоне, а экономическую - по 200-мильной. Расширение экономической зоны допускается лишь в случае, если границы континентального шельфа простираются за 200 миль. Чтобы претендовать на это в Арктике, например, Россия должна научно обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы. В этом-то и состояла задача ученых, отправившихся к хребту Ломоносова на атомном ледоколе «Россия», - так сказать, раздвинуть границы страны. С помощью своих знаний и приборов сделать то, чем испокон веку занималась армия. Хотя и без тротила, как вы знаете, не обошлось.

Зачем? Все очень просто. Эта огромная, размером в две трети Европы, территория в потенциале обладает богатейшими запасами углеводородного сырья - не менее 9-10 миллиардов тонн в пересчете на жидкое топливо.

- Мы смогли проследить непрерывность геологических структур, - с удовлетворением замечает начальник экспедиции. - Можно говорить о том, что шельф и хребет являются единым целым, единой геологической структурой... Большую часть своей заявки мы доказать сможем.

Живые обитатели Арктики, по словам Валерия Каминского, при взрывах не пострадали.

- А как их оповещали о том, что взрывать будете?

- По радио, - шутит Каминский, а потом, уже всерьез, объясняет: - Мишек, моржей и тюленей мы отгоняли... Взрыв ведь готовим около часа. Прилетает вертолет, люди суетятся - они ж сразу разбегаются. Но любопытные, конечно. Мы высадили станцию. Три медведя наблюдали, что там люди делают, а потом, когда вертолет улетел, подбежали и давай флаг ломать. Очень им не понравилось, что кто-то их территорию «столбит»...

Фейс, продолжавшийся 43 дня, уникален тем, что обычно такие работы в Арктике проводятся в августе-сентябре, когда лед подтает. В мае же он тяжелый, промороженный за зиму. В этой ситуации даже выйти в район исследований было непросто. О работе капитана и команды «России» Каминский отзывается с большим уважением:

- В этих условиях - очень специфических, сложных, нужно было так поставить ледокол, чтоб избежать дрейфа, чтоб не потерять уникальную аппаратуру при спусках ко дну, обеспечить безопасность полетов, всей работы экспедиции. Это удалось сделать благодаря профессиональной работе судоводителей и всего экипажа...

- Лед действительно был тяжелым. И работа - необычной, - признался капитан «России» Анатолий Орешко. - Привычно для нас заниматься проводкой транспортных судов, а здесь в меняющихся погодных условиях пришлось организовывать взрывы, работать с вертолетами, высаживать на лед экспедицию. Лед преодолевали и обычным ходом, а где-то приходилось ломать его ударами. Толщина была до трех метров, в перемычках до четырех с половиной. Морозов не было, температура не ниже минус десяти, главная беда - туман. Часто вертолет для ледовой разведки не могли поднять из-за плохой видимости.

- Сейчас активизировались все заинтересованные стороны, - рассказывает Каминский. - Когда мы уже ушли из района исследований, один из сенаторов США поднял вопрос о том, что Америка, дескать, спит, а Россия работает в Арктике. Для нас это было приятно. Знак, что мы достаточно сильны, чтобы защитить свои политические и экономические интересы в Арктике... Сейчас датчане планируют провести аналогичные работы, только с другой стороны хребта Ломоносова. В конце сентября мы с ними встретимся - сопоставим результаты.

Помимо главной задачи в ходе экспедиции впервые удалось выполнить детальное фото-, теленаблюдение дна. В результате, по словам директора ВНИИ океангеологии, получены уникальные снимки. Сделан и ряд ледовых, океанологических и метеорологических наблюдений, необходимых для организации проводки судов Севморпутем.

Кроме того, к востоку от хребта Ломоносова ученые высадили на лед временную дрейфующую станцию в составе девяти человек, своего рода маленькую СП. Предполагается, что она будет работать до следующего этапа экспедиции, опять же с участием атомохода «Россия», к которой примкнет флагман полярного научного флота «Академик Федоров». В дальнейшем станцию расширят и высадят на более мощную льдину. Возможно, она перерастет в постоянную станцию СП-35.

- Выполнение подобных, государственных, задач для нас интереснее, чем круизные рейсы, которые пароходство проводит для дополнительных доходов, чтобы содержать тот же самый ледокольный флот, - считает директор эксплуатации ледокольного флота ММП Андрей Смирнов. - Экипажи и ледоколы у нас для этого есть. Сейчас вот «50 лет Победы» входит в строй, не сегодня-завтра предстоит ему первая проводка - на Дудинском направлении, своего рода крещение во льду...

Дмитрий КОРЖОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.06.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,975176,504780,539973,5615
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня