30.06.2007 / Наш край

Идти вперед - значит строить суда

Стоим на двух ногах. Состояние устойчивое во всех отношениях, - оценил положение компании глава Мурманского морского пароходства Алек-сандр Медведев на традиционной пресс-конференции в канун профессионального праздника моряков.

Заметим, что одна нога у ММП утвердилась исторически - в советские времена. Ледокольная слава гремела на весь мир, балкеры и лихтеровозы доставляли грузы по Северному морскому пути. Атомные гиганты и сухогрузы служат ему верой и правдой и поныне. Но перемены в жизни страны и экономике подвигли мореходов к созданию еще и танкерного флота, открытию новых линий, строительству нефтеналивного терминала в районе Варандея. Начав этим заниматься в конце девяностых, компания постепенно утвердилась и на второй своей ноге. Но застаиваться не думает - идет дальше.

- Мы находимся на новом этапе развития. У нас очень большая программа новостроя... Если говорить о финансовом положении пароходства в цифрах, то направленность в развитии прослеживается очень четко, - отметил Александр Медведев.

Один новенький сухогруз уже построен. Приемка в эксплуатацию второго ожидается вот-вот - в конце июля, а в сентябре 2008-го на очереди третий. Сейчас пароходство заключило очередной контракт с китайскими судостроителями. Четыре балкера ледового класса грузоподъемностью по 75 тысяч тонн должны быть готовы в 2009-м. Но и это еще не все. Как заявил глава ММП, подготавливается проект строительства 12 балкеров 30-ты-сячников.

Есть и программа покупки судов на вторичном рынке. Она касается уже танкерного флота.

Уверенность в крепости позиций предприятия прозвучала в речи гендиректора и когда был задан вопрос о намечающемся конкуренте. Как встретятся в одной морской берлоге два медведя? Тем более если учесть, что молодой - богатырских размеров.

Имеется ввиду создание корпорации на базе «Совкомфлота» и «Новошипа» (Новороссийского морского пароходства), о чем только что подписан президентский указ. Объединенная компания станет крупнейшей в России, а по грузоподъемности танкерного флота - второй по величине в мире. Предполагается, что активно развивать свою деятельность она начнет в том числе и в Мурманске (нацеливаясь на участие в реализации нефтегазовых проектов).

- В любом виде бизнеса, если у вас появляется сосед, который тем же занимается, ваша реакция на это предсказуема, - откликнулся на вопрос Александр Михайлович. - Но могу сказать, что, наверное, «Совкомфлот» будет обращаться к Мурманскому морскому пароходству за помощью. В том числе и за кадрами.

Для такого предположения есть основания. Каким бы замечательным ни было судно, в ледовых условиях оно беспомощно без специально подготовленного экипажа. А уж в чем в чем, но в этом сила точно за мурманчанами.

- Если вы учились ездить на автомобиле в летний период и вдруг попадаете на скользкую дорогу, все ваши навыки и умения перестают работать. Вы находите себя либо в кювете, либо в еще более сложном положении. Потому что не тренировались и не представляете, как будет вести себя автомобиль на льду. Ситуация очень похожа и в море, - образно обрисовал проблему Медведев.

Подчеркнул он и то, что нигде больше в мире не производится отгрузка танкеров в ледовых условиях. Дотянуться до своего рода рекорда, взятого нашими земляками, не смог до сих пор никто.

- А не боитесь, что проглотят? - не унимались журналисты.

- Замечательно то, что Мурманское пароходство интересно не только потребителям наших услуг, но и потенциальным поглотителям, - парировал гендиректор. - Если мы такие вкусные, наверное, будут нападать. Но мы не слабые.

Однако вовсе открещиваться от проблем «неслабые» не стали. Главная на сегодня - нет такого запаса кадров, как в былые времена.

- Но мы эту проблему решаем, - пояснил Александр Михайлович. - Ищем новые формы работы с молодыми специалистами. Заключаем с ними договоры беспроцентного займа на строительство или покупку жилья. С 1 июня изменили систему оплаты. Теперь все моряки работают по контрактам. И эта система предоставляет им оплату по стандарту Международного профсоюза моряков.

Другие трудности, отметил он, в основном связаны с неустойчивой правовой базой, с противоречиями, до сих пор существующими в российском законодательстве. Не дает расслабляться и большая конкуренция на фрахтовом рынке. А продолжающийся рост цен на нефть влечет удорожание во всех секторах экономики, в том числе в судостроении и на рынке оборудования. Причем темпы роста цен в судостроении значительно опережают рост тарифов на услуги морских компаний.

Впрочем, не с трудностей и достижений производственного характера начали журналисты «пытать» главу пароходства. Вступлением послужила ситуация, складывающаяся вокруг атомохода «Ленин». Точнее - письмо ветеранов, прозвучавшее на заседании областной думы. Поводом же для его написания явилась возможная покупка судна пароходством (все атомные суда, как известно, являются собственностью государства). Легенда ледокольного флота и будущий памятник-музей да вдруг станет частной собственностью?

Для генерального директора ММП такой поворот событий (мнение несогласных) явился новостью. Тем не менее свой ответ он начал со слов признательности:

- Думаю, что нужно поблагодарить ветеранов за то, что они до сих пор сохраняют активную позицию и переживают за все, что в свое время их же руками было построено... Спасибо им за такое отношение.

Достойно отслужив максимально возможный срок, атомный ледокол окончательно встал к причалу в 89-м. На нем были произведены консервация и необходимые работы по разоружению ядерной установки. Сейчас судно находится в ядерно безопасном состоянии. Но до сих пор требуется проведение определенных мероприятий, связанных с остаточной радиацией и обеспечением радиационной безопасности. Пароходство продолжает «обслуживать» ледокол. И, заметим, на его содержание государство ежегодно затрачивает свыше двадцати миллионов рублей.

Попытки сохранить первенец атомного ледокольного флота для потомков начались двенадцать лет назад. Но для воплощения идеи одних ремонтных работ недостаточно. Речь идет о переоборудовании судна в музей. А на такой шаг без согласия собственника (государства) пойти никто не имеет права. Потому Мурманское пароходство предприняло попытку получить разрешение создать музей (намереваясь направить на это кровно заработанное и средства, собранные различными общественными фондами).

- Росимущество такую операцию не разрешило. В связи с тем, что необходимо проводить много изменений в существующее законодательство и издавать специальное постановление российского правительства, - пояснил Александр Михайлович.

В результате остался единственный выход в музейной проблеме - попытаться решить вопрос с собственностью. По этому пути и пошло теперь пароходство. Причем, как подчеркнул гендиректор, компания не является частной - это открытое акционерное общество, собственником которого на 25 процентов является само государство. Приобрести же ледокол ММП предложило со встречными обязательствами со своей стороны - переоборудовать судно и создать музей.

- Эта наша инициатива получила одобрение у всех ведомств, которые должны принимать решение. Но процедура немного задерживается из-за того, что есть определенные юридические тонкости, которые необходимо решить, - пояснил Александр Медведев.

Для ветеранов и всех, кто неравнодушен к проблеме сохранения легендарного атомохода, это информация к размышлению. Тем более, напомнил глава пароходства, время неумолимо для любого судна. Оно может подписать приговор и легенде.

Татьяна РЯЗАНОВА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.06.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
68,223477,651981,353974,5228
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня