03.10.2007 / Наш край

ВЯЧЕСЛАВ ЗИЛАНОВ: "СОЗДАНИЕ ГОСКОМИТЕТА ПО РЫБОЛОВСТВУ - ЭТО ЛУЧШЕЕ ИЗ ХУДШЕГО, ЧТО МОГЛО ПРОИЗОЙТИ"

Говорят, у семи нянек дитя без глаза. Именно это происходило с нашим рыбопромышленным комплексом. Но совсем недавно был создан единый орган управления - Государственный комитет России по рыболовству. Как повлияет это нововведение на положение в отрасли, насколько реальны перспективы ее развития?

- Последние 10 лет федеральный орган, осуществлявший руководство отраслью, менялся восемь раз. Менялись и его функции, потому что чем ниже уровень федерального органа, тем меньше у него функций, - поясняет руководитель департамента рыбной промышленности Мурманской области Вячеслав Зиланов. - Они были розданы различным министерствам и службам. В итоге агентство по рыболовству занималось, по существу, перекладыванием бумажек и имело очень узкий круг обязанностей. Нам не важно, каким будет управляющий орган. Главное, чтобы его полномочия были достаточно широкими. Но властные полномочия по прибрежному рыболовству при этом должны отойти регионам.

- Вы сказали, что это лучшее из худшего, что могло произойти. Что Вы имели в виду?

- Президент принял решение: сосредоточить все вопросы, связанные с рыбной промышленностью - а это и морское рыболовство, и контроль, и надзор за рыболовной деятельностью в морях и океанах, и научно-исследовательская деятельность, и многое другое, что было разбросано по целому ряду ведомств, - в одном федеральном органе. Он назван "Государственный комитет РФ по рыболовству" и, что очень важно, подчинен непосредственно правительству. Какие могли быть худшие решения? Могло быть оставлено все как есть, и управление рыбной промышленностью катилось бы все ниже. Могло быть и еще хуже, если бы оставшиеся функции раздали еще нескольким федеральным органам. А наилучшим было бы создание Министерства рыбной промышленности России либо создание Министерства сельского и рыбного хозяйства. Тогда во главе стоял бы министр, полноправный член правительства. А сейчас все-таки, несмотря на то, что Государственный комитет РФ по рыболовству подчиняется непосредственно правительству, его руководитель не является полноправным членом кабинета и не имеет ранга министра. Следовательно, по целому ряду вопросов, которые нам необходимо решать, особенно в области бюджетной сферы, требуются длительные согласования со всеми другими органами. Иными словами, как бы мы тут не наступили на старые грабли. Будем надеяться, что у нового председателя правительства хватит благоразумия и Госкомитет по рыболовству заработает в полную силу. Но вместе с тем нас беспокоят и практические вопросы, потому что передача функций от других министерств и ведомств, которые рулили рыбной промышленностью, в один орган займет определенное время. И как бы за это время мы не потеряли нить практических вопросов, касающихся начала промысла 2008 года, - утверждение общедопустимых уловов, распределение квот и т. д. Мы обратились в Министерство сельского хозяйства по поручению губернатора, чтобы промысел 2008 года не остановился. Формирование нового аппарата федерального органа - это очень ответственный период.

Говорят, кадры решают все. И это правильно. Но профессиональные кадры! А в агентстве по рыболовству, которое является основой преобразованного комитета, рыбников очень мало, и в основном это люди, пришедшие в рыбную промышленность недавно. На протяжении почти 100 лет существования рыбной промышленности формирование кадров шло за счет притока в федеральный орган из регионов. Когда я работал в аппарате Министерства рыбного хозяйства, у нас были заместители министра из северных бассейнов, Дальневосточного, Каспийского и Западного. Сейчас же кадровый голод в федеральных органах по рыболовству очень заметно сказывается на отрасли. Поэтому нам нужно делегировать туда своих профессионалов, пусть не на постоянную основу, но хотя бы на 2-3 года. У нас есть такие специалисты.

- Как вы считаете, происходящие перемены выведут из тупика наши судоремонтные предприятия?

- В судоремонте нет тупика. Нужно предлагать услуги, которые отвечают существующим сегодня стандартам. Класс судов резко повысился, и если мы способны ремонтировать такие суда, они с удовольствием к нам придут. Есть другая проблема: судно, отремонтированное за рубежом, должно платить таможенную пошлину и налог на добавленную стоимость. В поручениях президента правительству дано прямое указание рассмотреть вопросы, касающиеся захода судов, включая и совершенствование применения налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин при ввозе на территорию РФ судового и технологического оборудования для оснащения судов. А также при временном ввозе российских рыбопромысловых судов из-за рубежа. Эти предложения должны быть реализованы до 1 декабря 2007 года. Эта мера даст положительный эффект для судоремонтников. Судовладелец заинтересован отремонтировать судно качественно и по удобной цене, поэтому главное - способность качественно ремонтировать современные суда и конкурентоспособные цены по отношению к другим, в том числе и зарубежным, судоремонтным предприятиям. Рыночная действительность сурова.

- На совещании некоторые судовладельцы выразили тревогу по поводу укрупнения, мол, надо поддерживать малый и средний бизнес, а не плодить монстров, которые его уничтожат.

- Интеграция - это требование жизни. Она не противопоставляется существованию малого и среднего бизнеса. Если вас устраивает форма существования в виде своего "свечного заводика" или, если говорить о рыбодобыче, одного кораблика - пожалуйста. Но надо понимать, что затраты будут другие, производительность труда тоже, а значит, и себестоимость продукции будет другая. Но это не значит, что надо директивно принимать решение: все в интеграцию! Губернатор говорил: "Интеграционные процессы дадут предприятию больше маневра для эффективной работы и получения прибыли". Наш рыбокомбинат когда-то имел свои суда. Потом началась специализация: добыча пусть будет сама по себе, а переработка сама по себе. Комбинаты приносили прибыль, а часть добывающего флота была убыточной. Но центр перераспределял прибыль. Сегодня же перераспределения ресурсов нет. Поэтому интеграция на сегодня - самый лучший выход. В Исландии есть комбинаты по переработке сельди, которые имеют свои добывающие суда. Я поинтересовался, вас-то что позвало в эту социалистическую схему? Они ответили: получение большей прибыли. Предпринимателю нужна прибыль, а власть заботится об этом еще и с точки зрения повышения налогооблагаемой базы и решения социальных вопросов - занятость, достойные условия труда и его оплата. Вот интеграция как раз и позволит получать больше прибыли и решать социальные вопросы.

- Вячеслав Константинович, что это за поправки, принятые 14 сентября? И в чьих интересах они принимаются, если рыбопромышленники всех прибрежных регионов считают, что они принесут только вред отрасли?

- Поправки эти приняты к основному Закону "О рыболовстве и сохранения биоресурсов", который был принят в 2004 году, вступил в действие в начале 2005 года и с тех пор и флот, и рыбопереработка - вся рыбная промышленность работают под крышей этого закона. Закон полезный, но в нем, как показала практика, есть ряд узких мест, которые не позволяют развиваться дальше. И внесение поправок - это обычная практика. Но вместе с тем группа депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по природным ресурсам и природопользованию Татьяной Комаровой в спешном порядке внесли поправки. Мы обсуждали их на рабочей группе у Комаровой. И все присутствовавшие представители регионов выступили против них. Тем не менее Комарова сказала: "Сейчас примем закон в первом чтении, а потом ваши поправки учтем". Но я в этих делах не новичок и знаю, что, когда принято в первом чтении, потом говорят: "Мы ваши поправки не примем, потому что они нарушают концептуальную основу законодательства". Поэтому губернатор внес предложение в нашу областную думу о том, чтобы внести поправки уже в принятый в первом чтении законопроект Комаровой. Областная дума эти поправки одобрила и направит их в Государственную думу. Такова процедура. Законодательную инициативу от регионов имеет только областная Дума. И будем прилагать все усилия, чтобы наши поправки, а они аналогичны тем поправкам, которые направят другие приморские регионы, были все же приняты.

- Но кто же те поправки лоббировал?

- Скажу прямо. Те, кто хочет устроить передел в рыбной промышленности. Эти поправки вносят распределение промышленных квот по долям на 5 лет государственными органами.

- А как было в прошлом проекте, который они поправляют?

- Там было сказано, что пользователи наделяются долями квот на пятилетний период по определенной системе, которая была разработана. И чиновники не имели возможности прикоснуться к этой системе. Но пятилетний период оказался недостаточным для обновления основных фондов, поэтому мы предлагаем формулу, по которой наделение пользователей ресурсами проходит по долям на очередной 10-летний период по результатам фактического вылова за предыдущие 5 лет. То есть если ты не участвовал в промысле, не ловил, не имеешь судов - никаких долей квот тебе не видать. У прибрежников тоже формула применяется на 10 лет, но за основу берется улов за последние 3 года, поскольку они стали работать более плотно всего лишь последние 3 года. Это значит, мы предлагаем формулу, которая устроит и прибрежников, и рыбопромышленников и должна устраивать федеральные органы и депутатов, стоящих на позициях прозрачного промысла и исключающих нечистую игру в этих вопросах.

Очень важно также то, что группа Комаровой снова предлагает возродить аукционы и запустить их опять на полную катушку, как они были запущены в 2002-2003 годах. Мы против этого. Аукционы показали свою разрушительность для возобновляемых водных биоресурсов. Спекуляция идет на принадлежности биоресурсов государству, которое, по мнению группы лоббистов, может распоряжаться ими как хочет. Ни в одной стране с рыночной экономикой - ни в США, ни в Канаде, ни в Норвегии, ни в Исландии, ни в Японии, ни в одной из 27 стран Европейского союза - нигде нет аукционной продажи квот. Это нонсенс, который придумали мы. Впереди планеты всей по балету - замечательно. Но впереди по аукционам - это губительно для рыбной промышленности.

Да, мы, к сожалению, вынуждены искать компромисс с группой депутатов Госдумы и с определенным либеральным крылом в правительстве, поэтому в чем-то уступаем. Ладно, говорим мы, давайте выставлять биоресурсы на аукцион. Но только те, которые вновь открыты или отобраны у недобросовестных пользователей. Все остальное должно распределяться в соответствии с наделенными долями для пользователя на долгосрочной основе. Только так мы создадим устойчивость в использовании ресурсов и привлечем развитие береговой переработки.

- Вернется ли когда-нибудь на мурманские прилавки рыбное изобилие и низкие цены?

- Я не разделяю мнения, что рыбы мало. Другое дело, что цены кусаются. Но даже в рыночных условиях государство должно контролировать разницу между розницей и оптом. В Японии существует закон, в соответствии с которым между розницей и оптом разрыв должен быть не выше 3-7 процентов. А у нас промысловики готовы продавать селедку по 12-15 рублей за кило, а в магазине соленая сельдь 50-85 рублей. Затраты минимальные, а разница в цене огромная. К сожалению, ценообразование государство упустило из своих рук. И я должен огорчить мурманчан - увы, в рыночных условиях дешевой рыбы не будет. Потому что затраты на вылов и производство растут. Посмотрите, какая цена на топливо, а ведь это определяет себестоимость. Как решать эту проблему? Государство должно повышать зарплату, в этом ключ к решению вопроса.

- Но ведь предприниматели сами решают, сколько будут платить своим работникам.

- Предприниматель ориентируется на зарплаты федеральных служащих и органов исполнительной власти. Сегодня средняя зарплата в области около 17 тысяч. Это как средняя температура по палате. Но если у федеральных служащих поднимется оплата труда, то и предприниматели вынуждены будут повышать, иначе начнется отток кадров. Есть и другие возможности. Что это такое: мы являемся второй нефтяной державой после Эмиратов, а покупаем топливо для своих судов по рыночной мировой цене, а то и выше! Сейчас в Мурманском порту топливо дороже, чем в Киркенесе. Надо ценовой политикой в энергетике заняться как следует. Энергетика отвечает за отопление городов и сел. От нее зависит работа заводов и предприятий, в том числе рыбообрабатывающих, флотов. Это один из ключей к решению экономического вопроса. Особенно у нас в условиях Севера.

- Что вы пожелаете мурманчанам?

- Есть больше рыбы. Тогда дольше проживем и будем здоровыми.

Подготовила Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.10.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня