17.01.2008 / Наш край

"Комендант" необитаемого острова

Павел Вавилов.

Во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. знаменитый на весь мир ледокольный пароход "Александр Сибиряков" под названием "Лед-6" находился в составе ледокольного отряда Беломорской военной флотилии, на нем были установлены два 76-мм, два 45-мм орудия и пулеметы. Зимой судно занималось перевозками войск и народнохозяйственных грузов в Белом море, а летом - в Арктике.

В августе 1942 года "Сибиряков" под командованием старшего лейтенанта А. А. Качаравы был направлен в Карское море для доставки грузов и зимовщиков на полярные станции. В этом рейсе на судне находилось более ста человек. 25 августа 1942 года, следуя из поселка Диксон к острову Домашний в архипелаге Северная Земля, "Сибиряков" встретил фашистский тяжелый крейсер "Адмирал Шеер". Завязался неравный бой, во время которого судно получило тяжелые повреждения: были выведены из строя машина и кормовые орудия, начался пожар. По приказу командира старший механик Н. Г. Бочурко открыл кингстоны, и судно затонуло. Большая часть экипажа и пассажиров погибла во время боя. 18 человек, пытавшихся спастись на вельботе, немцы взяли в плен. Только кочегару П. И. Вавилову на брошенном немцами вельботе удалось уцелеть и добраться до маленького скалистого острова Белуха. Надежду на спасение Павлу Ивановичу подарил огонек маяка.

К счастью, немцы не тронули аварийный запас - немного пресной воды, галеты, спички. Кроме того, из моря удалось выловить некоторые веши с погибшего судна - спальный мешок, комплект теплой одежды, мешок с отрубями. На перевернутой шлюпке сидела обгоревшая собака, она тоже стала пассажиром вельбота. С этим "имуществом", да еще с пистолетом, найденным на дне вельбота, Вавилов высадился на островок.

Он оказался необитаемым - маяк посылал световые сигналы автоматически. Само строение было ветхим, ветер продувал его насквозь. Но расположиться Павлу Ивановичу пришлось на его верхней площадке - поблизости ходили белые медведи. Собака не смогла оправиться от ожогов и скоро исчезла. Вельбот на третий день после высадки был разбит штормом. Вавилов остался один, без надежды на спасение.

Дни потянулись один за другим, каждый стал зарубкой на стене маяка.

Вероятно, у каждого человека бывает в жизни хотя бы одно суровое испытание, когда во весь голос надо заявить о своем праве на жизнь. Павел Иванович варил на костре похлебку из размокших галет и отрубей. Запасы пресной воды иссякли, ее приходилось собирать в углублениях камней на скалах. До боли в глазах всматривался в горизонт - ни дымка. Из байкового одеяла сделал опознавательный знак и вывесил его на видном месте.

В первых числах сентября выпал снег, обеспечив его питьевой водой. А вот топливо закончилось, и продовольствие было на исходе. Вавилов не сразу решился истратить несколько патронов, чтобы убить медведя. Но чувство голода стало нестерпимо мучительным. Охота оказалась неудачной - измученный человек принял за медведя снежный сугроб.

Больше месяца провел Павел Иванович Вавилов на Белухе. С острова его снял самолет, пилотируемый известным полярным летчиком И. И. Черевичным. Обросший бородой человек показал пилоту маяк, по-прежнему посылающий сигналы в Карское море. - Да, тут у тебя полнейший порядок, - улыбнулся пилот. - Железный ты человек...

Прошло время. До самого выхода на пенсию в октябре 1961 года Павел Иванович работал старшим машинистом - на ледокольном пароходе "Г. Седов", на ледоколах "Ермак", "Ленин", "Капитан Мелехов". По словам современников, его всегда отличало доскональное знание дела, ответственное отношение к своим обязанностям. Вавилов внес и внедрил несколько десятков рационализаторских предложений, подготовил большое количество молодых машинистов. Он был награжден медалями Нахимова и "За трудовую доблесть", значком "Почетному полярнику". В 1960 году за выдающиеся успехи в деле развития морского транспорта Павел Вавилов был удостоен первым в Мурманском морском пароходстве звания Героя Социалистического Труда.

Умер Павел Иванович Вавилов 18 января 1966 года. Его именем был назван грузовой теплоход.

Фото:
Теплоход ММП "Павел Вавилов".
Елена ВОЛОСНИКОВА, главный специалист отдела научной информации и публикации архивных документов ГОУ "Государственный архив Мурманской области"

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.01.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,723875,569280,000773,2707
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня