13.02.2008 / Наш край

Воздушные ворота Арктики

Фото: Сапрунова Наталья
Российской гражданской авиации исполнилось 85 лет. Аэропорт Мурманск.

Невзирая на многие сложности, аэропорт "Мурманск" продолжает ими оставаться

В минувшую субботу российской гражданской авиации исполнилось 85 лет. О том, с каким "багажом" проблем и надежд встретили эту дату наши земляки - труженики неба, "Вестнику" рассказал исполняющий обязанности генерального директора аэропорта "Мурманск" Николай Нестерец.

- Николай Алексеевич, известно, что российская гражданская авиация переживает не самые лучшие времена...

- Это верно. Кризис наступил одновременно с общим кризисом отечественной экономики. В 90-х годах мы оказались в условиях не рынка, как многим хотелось, и как многими говорилось, а базара. Аэропорты и авиакомпании встали перед лицом фактического провала, чтобы не сказать - развала. Воздушный транспорт - высокотехнологичная отрасль. Но, как вы помните, ни о каком развитии передовых технологий тогда речи быть не могло. И вот результат: если в конце 80-х аэропорт "Мурманск" отправлял около миллиона пассажиров в год, то уже через несколько лет пассажиропоток снизился приблизительно до 120 тысяч. Цены на обслуживание резко выросли, люди перестали летать. Следствием этого стал хронический недостаток средств: у авиакомпаний, которые возникли на обломках некогда монолитного советского Аэрофлота, у наземных служб - в общем всех, кто связан с авиаперевозками.

- Зачем понадобилось дробление Аэрофлота?

- Прежде всего, из антимонопольных соображений - таковы законы рынка. Сейчас обслуживание воздушных судов в нашей области осуществляют аэропорт "Мурманск", ООО "Мурманская авиакомпания" - владелец самолетов и региональное подразделение Федеральной государственной корпорации по организации управления воздушным движением. В идеале такое разделение имеет смысл, только вот отечественные реалии долгое время были весьма далеки от идеальных.

- Вы сказали "были далеки". Можно ли это понимать так, что в последнее время в российской авиаотрасли наметились положительные сдвиги?

- Да, движение уже ощутимо. Мелкие компании осознали, что, имея всего три-четыре единицы собственного авиационного парка, серьезно работать невозможно. А потому начали объединяться в более мощные структуры. Это хорошо видно на примере нынешнего Аэрофлота, объединившего региональные компании. Одновременно изменилась тарифная политика: она стала более разумной, что привело к увеличению общего по стране пассажиропотока. Да и доходы россиян несколько стабилизировались, а это позволяет большему числу людей летать, а не пользоваться, скажем, поездом.

- Как отразились эти перемены на мурманском аэропорте?

- Наш аэропорт сохраняет статус международного. Конечно, ему не сравниться со столичными гигантами, да это и не нужно. Мы включены в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы". Ждем средств на проведение реконструкции взлетно-посадочной полосы, состояние которой пока близко к критическому. Думаю, уже в этом году работы начнутся. Пока же прилагаем все силы, чтобы сохранить то, что имеем. А имеем мы возможность принимать, например, такие крупные авиалайнеры, как Боинг-737, Ил-76, Аэробус-319, Ту-204. В среднем принимаем 10-12 бортов в сутки (когда-то эта цифра доходила до 40).

- В последние годы в России и за ее пределами огромное внимание уделяется мерам по борьбе с терроризмом. Как с этим обстоят дела в воздушном пространстве Мурманской области?

- Прежде всего отмечу, что случаев реальной террористической угрозы у нас зафиксировано не было. Был, правда, один телефонный звонок о заминировании самолета, но это оказалось проделкой пьяного "шутника". И, к слову, об этой проделке ему пришлось серьезно пожалеть. Суммы расходов на безопасность только в прошедшем году были удвоены. Будут они увеличиваться и впредь.

...В том, что состояние безопасности аэропорта "Мурманск" действительно на высоте, авторам этой публикации довелось убедиться на собственном опыте. Нам понадобилось сделать несколько снимков, а для того выйти на летное поле. Не успели мы в сопровождении заместителя генерального директора аэропорта Алексея Рябчича появиться на "взлетке", как тут же подъехала машина охраны. Недоразумение быстро разрешилось, четкость же действий сотрудников службы режима, думается, надолго останется в памяти.

Фото: Сапрунова Наталья
Российской гражданской авиации исполнилось 85 лет. Аэропорт Мурманск. Исполняющий обязанности генерального директора аэропорта "Мурманск" Николай Нестерец.
Олег КИРИЛЛОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.02.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,753576,232579,920473,3547
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня