28.02.2008 / Наш край

Надеешься на авось – пеняй на себя

Ежегодные пресс-конференции Юрия Дунина об итогах работы возглавляемой им областной государственной жилинспекции особых эмоций у журналистов, как правило, не вызывают. А вот пищу для размышлений дают. Вот и на этот раз Дунин был лаконичен, привел сравнительный анализ количества жалоб и обращений жалоб северян, особенно на качество жилищно-коммунальных услуг. Их, как и всегда, немало. Каждый ведь человек вправе ожидать, что если стоимость их с каждым годом растет, то и качество должно улучшаться. На деле же нередко все происходит с точностью наоборот. Кровли, межпанельные швы продолжают течь, капитальный ремонт наших домов-пенсионеров не ведется, подъезды находятся в безобразном состоянии, к тому же жильцов одолевают то грызуны, то насекомые. Всем этим проблемам не один десяток лет.

Поневоле люди недоумевают: на что же тратятся наши деньги? Но вопросы повисают в воздухе. Добиться прозрачности в расходовании средств от любого ЖЭУ или иной жилищной, коммунальной организации практически невозможно. И, по моему, это никому пока не удавалось.

Пример из собственного опыта. У соседа снизу лопнула труба, понадобилось менять стояк. По всем правилам жильцы за такие работы платить не обязаны. Но инженер, представляющий управляющую компанию № 1 (именно она обслуживает дом), привел "железный" аргумент: есть только металлические трубы, пластиковых нет. Придется "немного" заплатить. Для меня это "немного" вылилось в тысячу рублей. Бог бы с ней, но покажите смету. В бухгалтерии мне ее не показали, послали к инженеру. Тот был "на объектах", и вскоре, каюсь, я сдалась. Хотя, как понимаю, любая подобная оплата услуги должна начинаться с предъявления заказчику сметы.

Второй пример. Года полтора года назад рассерженные жильцы обратились к руководителю администрации Октябрьского округа с жалобой: подъезды плохо убираются, а деньги за услугу мы платим исправно. Олег Басков пообещал разобраться, и вскоре за его подписью пришел ответ, где среди прочих обещаний, значилось, что ремонт подъезда будет произведен до конца года. Счастливые жильцы повесили ответ на самом видном месте в подъезде. Однако время шло, буквы в письме выцвели, подпись руководителя поблекла, бумажка обтрепалась, а затем и вовсе исчезла... Ремонт же так и не начинался.

Казалось бы, все это мелочи, так сказать внутридомового масштаба, но именно из них складывается та самая непрозрачная система отношений в ЖКХ, которая может скрывать под собой все что угодно.

Юрий Дунин на своей пресс-конференции подчеркнул, что Мурманск продолжает лидировать по количеству жалоб от населения, наряду с Кольским и Кандалакшским районами. А вот из Мончегорска и большинства ЗАТО жалоб в главную жилинспекцию области в минувшем году не было. Практически не беспокоят своими обращениями и жители Печенгского района. Причина проста: там сумели заменить на пластиковые уже 94 процента старых труб. Активно переходят на новые материалы и технологии также в Оленегорске, Кировске, Полярных Зорях.

Говоря о некомпетентности специалистов ЖКХ, Юрий Григорьевич привел пример с Зеленоборском. Там жильцы дома по улице Магистральной в течение трех лет мучались из-за плохого поступления холодной воды. Причина, по мнению местных работников, крылась в малом сечении труб водовода. На поверку же оказалось, что вода не поступала в квартиры из-за того, что стояки в домах были наглухо забиты. Но чтобы выяснить это потребовалось вмешательство жилинспекции.

Куда больше времени и средств понадобилось, чтобы помочь жителям нескольких квартир 80-го дома на проспекте Ленина в областном центре. Их комнаты постоянно заливало на протяжении, страшно сказать, 55 лет! Сколько раз по этой причине ремонтировался фасад здания - уже не сосчитать. И лишь в 2007 году специалисты главной жилнспекции, получив жалобу от жильцов, занялись ею и установили истинную причину многолетних протечек. Она крылась в балконных плитах. Была произведена необходимая герметизация, на что ушло всего-то два баллона с пеной (!), и вода перестала подтачивать стены квартир.

С одной стороны, конечно, нельзя не порадоваться тому, что в жилинспекции области собрались столь компетентные специалисты, недаром же она вошла в число лучших по стране. А с другой, разве можно удержаться от вопроса: когда же в ЖКХ придут работать профессионалы? И, как показывает жизнь, дело здесь не столько в зарплате, а в мере ответственности и контроле.

У журналистов было немало вопросов о создании товариществ собственников жилья. Дела здесь идут ни шатко на валко. Люди опасаются браться за создание ТСЖ. С одной стороны, многие из нас просто не созрели до понимания, что такое общедомовая собственность в многоквартирных зданиях. С другой, людей пугает: многие наши дома не видели капремонта 40-50 и более лет. Обещанные федеральным правительством деньги на эти цели воспринимаются как очередной посул, который неизвестно чем на деле обернутся. Хотя, как известно, именно товарищества собственников жилья могут рассчитывать на федеральное финансирование программ ремонта и благоустройства многоквартирных домов.

Час принятия решения близится. Уже в марте северянам предстоит выбрать способ управления многоквартирным домом, будет ли это ТСЖ или управляющая компания. Там, где жильцы попробуют "отсидеться в окопах", администрация назначит управляющую компанию - по конкурсу, как это диктует Жилищный кодекс. А вот будет ли она отвечать требованиям людей, станет ли рачительным и заботливым хозяином - это еще большой вопрос.

Сегодня в Мурманске, пожалуй, только жители части домов Ленинского округа знают, что им вскоре предстоит участвовать в общем собрании по выбору способа управления своим домом в форме заочного голосования. Соответствующей информацией их обеспечила администрация округа, которая проводит разъяснительную работу среди населения. Можно надеяться, что временщики в этот округ не пожалуют. Здесь уже достаточно серьезно зарекомендовала себя управляющая компания "Севжилсервис". А как сложатся дела в остальных округах Мурманска, в других городах и районах Кольского Заполярья, сказать сложно. Вряд ли наше привычное "авось" принесет положительные результаты. По крайней мере, главный жилищный инспектор области придерживается такого мнения:

- Управляющая компания - это в первую очередь коммерческая организация, имеющая свои интересы. Среди пришедших сюда будут и временщики. И поток жалоб от населения вряд ли уменьшится. Надо, чтобы люди сами брали управление в свои руки. Деньги, выделяемые правительством страны через Фонд содействия реформе ЖКХ на капремонт, 240 миллиардов рублей, - конечно, большие. Но и их на всех не хватит. Это надо понимать...

Людмила ЛОПАТКО.

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.02.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня