22.04.2008 / Наш край

Будет ли в Мурманске свой Кембридж?

Фото: Ещенко С. П.
Ректор МГТУ Александр Ершов.

Наша газета продолжает разговор с ректором МГТУ Александром Ершовым (см. публикацию "Университет в лапах рынка") о перспективах развития высшего профессионального образования в регионе и о тех проблемах, которые стоят на пути развития вузов.

ЕГЭ СОЗДАЕТ ПРОБЛЕМУ

- ЕГЭ в нашей области идет уже пятый год. Не все ректоры, особенно ведущих столичных вузов, его приветствуют. А как вы относитесь к единому госэкзамену, переход на который повсеместно намечен на 2009 год? По вашим наблюдениям, как отразилось введение ЕГЭ на знаниях абитуриентов?

- Объем полученных знаний меньше не стал. Проблема в другом, и это отмечают даже директора школ, с которыми мне приходилось разговаривать. Когда нас как-то собирали в Кремлевском дворце по вопросам реализации нацпроекта, я спросил директора одной из передовых школ Владимирской области, как она считает, уровень мышления выпускников стал выше или ниже? Она посетовала на то, что об уровне логического мышления говорить сложно. Подготовка в школах сейчас во многом направлена на натаскивание учащихся на ЕГЭ. Есть варианты ответов, из которых надо выбрать правильный, а логики в этом нет.

То есть дети очень успешно себя проявляют в предметной части, там, где надо воспроизвести, что усвоил. Но там, где требуется проявить творческий потенциал в незнакомой ситуации, там, где надо найти оригинальное решение, сделать нестандартный ход, - здесь у школьников очень серьезные проблемы.

- А почему?

- Мало внимания уделяется анализу, решению ситуационных задач, когда, быть может, надо принять неординарное решение. Как сказал мне заведующий кафедрой математики: "Если сформулировать проблему в рамках ЕГЭ, то студенты-первокурсники все ответят. А чуть изменить условия - и уже тупик". Это очень серьезный вопрос. В университете переучить, научить логически мыслить - очень сложно. Нам нужны думающие ребята, иначе мы не получим хороших, мыслящих специалистов, инженеров, ученых.

- Конечно, сейчас появляются документы, требующие, чтобы в школе учили ребят анализу, логике, но часов-то у учителя на это нет, учебники, как правило, навязывают готовые знания. Очень мало литературы, которая помогает ученику саморазвиваться, следовать за мыслью автора, опережать ее.

- Мы обсуждали эту проблему на совете ректоров совместно с комитетом по образованию, приглашали педагогов. Решили, что нужно проводить семинары, конференции, в том числе для учителей школ - математиков, физиков, чтобы посоветоваться, как быть дальше.

- Не так давно разговаривала со студентами одного из вузов. Преподаватель дал на дом задание по математике. Один паренек, выпускник политехнического лицея, решил ее каким-то нестандартным способом и дал переписать нескольким однокурсникам. Естественно, преподаватель обратил на это внимание и стал спрашивать студентов, почему они выбрали именно такой вариант. Объяснить, кроме лицеиста, никто не смог.

- Именно в этом суть проблемы. У ребят, которые вроде бы хорошо учились в школе, есть некий барьер, планка, через которую им трудно перешагнуть. И вопрос не в знаниях, не в их количестве, а - повторяю - в умении логически мыслить. Но ведь это умение сверху не падает. Это результат планомерной работы учителя на определенную цель. А вот какова она? Тестовое обучение, на мой взгляд, не всегда способствует творческому развитию человека.

"ЗВЕЗДЫ" УХОДЯТ С ОЛИМПА

- Но тогда тем более преподаватели вузов, казалось бы, должны отслеживать одаренных ребят. А между тем в областном комитете по образованию сетуют на то, что наши университеты игнорируют проведение региональных олимпиад. Их представителей там не видно, не считая, конечно, тех преподавателей, которые выступают в роли научных руководителей.

- Трудный вопрос. С одной стороны, ведь именно на базе МГТУ проводился 4-й этап всероссийской олимпиады по биологии. В составе жюри было пять наших преподавателей. Но с другой стороны, не могу не согласиться, очевидно, в чем-то и мы недорабатываем. Нужно более тесное взаимодействие с областным комитетом по образованию, но движение должно быть двухстороннее. Но согласен, приглядываться к нашим победителям олимпиад надо обязательно. Это наше будущее. У нас ведь было хорошее сотрудничество с политехническим лицеем, когда преподаватели МГТУ читали лицеистам лекции, занимались с ними научной работой. Считаю, такую работу надо возобновлять, и не только с МПЛ, но и другими школами, гимназиями, привлекать школьников на наши кафедры, развивать в них познавательную жилку. Нужно подумать, как заинтересовать и самих преподавателей.

- Есть и другая сторона проблемы. К сожалению, многие наши "звездочки" пропадают с небосклонов столичных престижных вузов, в том числе и "бауманки". Как сложилась их дальнейшая судьба - это в комитете по образованию не отслеживают. То ли уровень подготовки ребят оказался слабоват, то ли они "потерялись" в столице - она выкинула их на обочину, могут быть и иные причины, почему мурманчане не доходят до диплома, перестают блистать на студенческих олимпах. Такого анализа у нас нет. А ведь вполне возможно, что им было бы комфортнее продолжать образование на своей малой родине? Но что она для этого делает? Это вопрос и к вам, ректорам.

- Согласен. Тем более что соблазнов в столицах много. Не каждый выстоит. И не у всех родителей есть материальные возможности, чтобы поддерживать студента. Я бы, наверное, побоялся сегодня отпускать своего ребенка в Москву.

ЧТО ДЕШЕВЛЕ ГОСУДАРСТВУ, ТО ДОРОЖЕ СТУДЕНТУ

- Александр Михайлович, а как вы относитесь к идее двухуровнего вузовского образования?

- Я воспринимаю это как данность. Оно к нам пришло. Я не Дон Кихот, с мельницами бороться не буду. Такое вот двухступенчатое образование "бакалавр - магистр" дешевле для государства. Легче сэкономить на подготовке кадров. Основная масса специалистов будет обучаться не пять, а четыре года. Магистр - пусть даже два года, но тоже дешевле. Причем зачастую это будет минимум бюджетных мест для желающих продолжить образование в магистратуре. Молодежь там будет обучаться или за счет собственных средств, или за счет фирм, нуждающихся в таких специалистах.

Более дешевая система образования для государства, возможно, на данном этапе оправдана. Другое дело, что финансирование под эту реформу пока не предусмотрено.

- Нет и нормативной базы?

- Есть только проект. Нам нужно полностью пересматривать учебно-методические разработки, учебники, нагрузку на преподавателей. Есть непочатый край работы, а времени нет - переход должен начаться в 2009 году. Другие страны такой переход совершали за 10-15 лет. Да и для вхождения в Болонский процесс необходимо прежде всего создать систему и посмотреть, какие плюсы и минусы есть у нас и у них. Здесь также играют роль экономические факторы, особенно на период перехода, адаптации.

- Тут поневоле вспомнишь, как идет у нас реформа ЖКХ - крайне неповоротливо, медленно и конца-края не видно. Нельзя, не вложив предварительно достаточные средства в такие кампании, надеяться на скорый, положительный результат. Подозреваю, что и в образовании может быть подобная ситуация. Принцип "хочешь получить профессиональное образование - плати", по сути, коснулся уже 60-70 процентов нынешних студентов. А что будет дальше? При этом нельзя забывать, что во многих европейских странах, да и у наших соседей, образование в большинстве вузов бесплатное. У нас же все наоборот.

- Мы в МГТУ уже имеем опыт подготовки бакалавров. И если сравнить подготовку их и инженеров, то у последних больше возможностей стать мыслящими специалистами, готовыми к принятию нестандартных решений. Благодаря своей подготовке инженеры имеют больше шансов в скором времени стать ведущими специалистами на предприятиях или идти в науку. Сейчас за 4 года мы должны подготовить специалиста, который бы мог заменить инженера. Но если работодатель не будет участвовать в процессе подготовки такого специалиста, то результат получится неутешительный. Наших бакалавров в основном берут на рабочие должности, а уже потом - на инженерные. В какой-то мере, возможно, это решение проблемы нехватки рабочей силы.

- Если взять, допустим, горнорудное производство, строительство, то это оправдано. И уже доказано, что инженер, поработавший какое-то время прорабом, мастером, лучше осваивает производство, у него, как правило, и карьерный рост происходит быстрее. Если, конечно, он сам к этому стремится.

- Болонский процесс все же надо воспринимать как данность и в этом направлении работать. Однако, вступая в него, мы забываем еще о таком факторе. Чтобы открыть у нас магистратуру, надо иметь определенное количество докторов - более сотни только для МГТУ. А где их взять? "Их" доктора наук по уровню диссертационных работ в большей степени сравнимы с нашими кандидатами наук, чем с докторами. У нас же в последние годы статус кандидата необоснованно занижается. Например, и в советские времена, и сейчас кандидат наук по решению ученого совета может руководить подготовкой диссертационной работы аспиранта. А в подготовке магистра, который только впоследствии может стать аспирантом, должно участвовать не менее трех докторов наук. Это ли не парадокс?

- Получается, что кандидаты наук не могут работать в магистратуре. Кто это придумал?

- Так записано в лицензионных требованиях Рособрнадзора, которые предъявляются при открытии магистратуры. И такое положение характерно для большинства российских государственных вузов. Нас таким образом делают неконкурентноспособными не только с зарубежными, но и со столичными вузами, которые, конечно же, будут иметь больше возможностей открывать магистратуры.

А выход простой. Давайте по примеру других стран назовем наших кандидатов докторами, допустим, первой степени. А существующих докторов - докторами второй степени. И вся проблема решена. И тогда мы не только на деле, но и на "бумажке" станем конкурентноспособными с европейскими вузами.

- Сейчас активно обсуждается вопрос о том, что в России должно быть 50 ведущих вузов. Откуда такая цифра?

- Сам удивляюсь. Но уж коль об этом заговорили с высоких трибун, то напрашиваются вопросы: многие ли ребята смогут поехать учиться в столицы из отдаленки, Мурманской, Вологодской или других областей? И вернутся ли назад? Скорее, нет.

АССОЦИАЦИЯ ВУЗОВ - ЭТО РЕАЛЬНО

- А как вы относитесь к идее объединения нескольких вузов в регионе в один крупный, как это сделано уже в Ростове-на-Дону и Красноярске? По их стопам пошли и другие регионы. В Екатеринбурге, например, даже задумали создать свой Кембридж. Для этого объединить 13 вузов и Уральское отделение РАН в Большой Евроазиатский университет. Там всерьез задумались и ученые, и работодатели: чему должны учить в университетах, что должен уметь выпускник, который приходит работать на предприятие?

Не секрет, что российские вузы работают по так называемым государственным образовательным стандартам (ГОС). В них прописано, по какой специальности и какие дисциплины студент должен изучить, сколько ему положено получить лекционных и лабораторных часов. Создают эти ГОСы учебно-методические объединения (УМО) по каждой специальности. Но поскольку эти УМО никак не связаны с работодателями - стандарты не меняются, оставаясь, как выразился ректор Института проблем образовательной политики Александр Адамский, "плодом воображения методистов".

У нас ведь такая же проблема - интересы бизнеса и науки не взаимосвязаны. Может, и нам следует пойти на объединение вузов и КНЦ? Есть ли на этот счет какие-то предложения у вас?

- Действительно, бизнес должен участвовать в учебном процессе, в том числе в разработке госстандартов и конкретных учебных планов. Понимая это, мы создали при МГТУ попечительский совет. Одна из его функций - участие в разработке рабочих планов по тем или иным специальностям. В совет вошли и представители бизнеса, и правительства области, и Мурманской мэрии. Руководители некоторых передовых фирм готовы к конкретному сотрудничеству с университетом: предоставить студентам практику на своих предприятиях, проводить с ними дополнительные (и бесплатные) занятия для адаптации будущих выпускников. Пока это единичные случаи, но, надеюсь, в дальнейшем такие отношения станут нормой.

Теперь об объединении вузов. Все, я думаю, зависит от специфики региона. В нашем крае она иная, чем, скажем, в Красноярском или на Урале. Но и мы кое-что уже делаем. Например, у нашего университета есть филиал в Апатитах, который тесно работает с Кольским научным центром. Первые два-три года студенты учатся у нас, в Мурманске, затем - в филиале. Лекции там читают ученые КНЦ, Центр предоставляет будущим специалистам и свои лаборатории. Нас такая интеграция устраивает.

С другой стороны, в Мурманской области два основных государственных вуза - МГПУ и МГТУ, которые и дальше будут жить и развиваться. И, наверное, каждый - в своем направлении. Педагогический - в сфере гуманитарных специальностей и подготовки педагогов. Наш университет - в области технических специальностей.

Однако у наших университетов есть, так сказать, подразделения для совместной работы. Это диссертационные советы, базы для прохождения практики, библиотеки, гаражи, спортивные и культурно-массовые сооружения и т. п. Поэтому в ближайшей перспективе видится создание ассоциации, в рамках которой проходила бы совместная деятельность двух университетов по определенным направлениям. Это и проведение совместных научных исследований, участие во всероссийских и зарубежных конкурсах, создание единой электронной библиотеки, а также строительство спортсооружений и др.

- Что ж, перспективы интересные. Успехов вам!

Фото: Ещенко С. П.
Ректор МГТУ Александр Ершов.
Фото: Ещенко С. П.
Ректор МГТУ Александр Ершов.
Фото: Ещенко С. П.
Ректор МГТУ Александр Ершов.
Фото: Ещенко С. П.
Ректор МГТУ Александр Ершов.
Людмила ЛОПАТКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.04.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,255672,795576,846470,3374
Афиша недели
Призраки российского проката
Гороскоп на сегодня