05.05.2008 / Наш край

Не последний парад

Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.

30 апреля "Мурманский вестник" уже рассказывал о реставрации мурманскими пожарными ретро-автомобиля "ЗИС-150". И вот 2 мая уникальная машина возглавила парад пожарной техники.

ЗИС-150 модификации АСО (т. е. "автомобиль связи и освещения") во главе колонны из 18 современных машин противопожарной службы и МЧС проехал по проспектам Кольскому и Ленина до площади Пяти Углов. Здесь он стал без преувеличения главной "изюминкой" праздника мурманских пожарных, отметивших День российской противопожарной службы не только парадом, но и концертом ведомственной самодеятельности.

Надо было видеть, какой неподдельный интерес горожан вызвал антикварный автомобиль! Сотни мурманчан в течение нескольких часов фотографировались на фоне красной диковинки. Дети буквально облепили ее, в кабине и обоих салонах юных мурманчан побывало не меньше, чем на самых излюбленных аттракционах. Наиболее отчаянные сорванцы умудрились даже побибикать в клаксон на рулевом колесе, на что бойцы пожарной охраны смотрели сквозь пальцы. Праздник есть праздник!

Мало того: боевой расчет ретро-автомобиля и одет был в давнюю, образца середины прошлого века, форму военизированной пожарной охраны наркомата внутренних дел: гимнастерки, пилотки, лычки на рукаве в соответствии с занимаемой "по легенде" должностью.

На некоторое время внимание мальчишек от самодвижущегося раритета отвлекли показательные выступления другой техники: подъем выдвижной автолестницы к крыше отеля "Меридиан", тушение стареньких "Жигулей", "по счастливой случайности" загоревшихся в присутствии множества пожарных расчетов, до зубов вооруженных современными средствами тушения... Но взоры детворы вновь и вновь обращались к любовно омоложенной "старушке".

Любопытные исторические подробности открыл вашему корреспонденту один из ветеранов заполярной противопожарной службы Анатолий Грецкий. Кстати, знаменательное совпадение: служить в военизированную пожарную охрану Анатолий Александрович пришел именно в тот год, когда в Мурманск поступил этот автоуникум. О некоторых его технических характеристиках мы уже рассказывали, но это был еще и передвижной телефонный коммутатор на колесах, настоящий штабной автомобиль на всех маломальски значительных возгораниях.

В 1961 году он обеспечивал командование тушением относительно крупного пожара в лесоцехе Мурманской судоверфи, в 1964 году - заметного возгорания на тарном комбинате в Мурманском рыбном порту. Впрочем, единственным экстраординарным пожаром в области в 60-е годы стало только происшествие на лесобирже в Умбе в 1969 году, куда собрались пожарные расчеты из всех городов Кольского полуострова...

Ох, берегли, ох, и лелеяли мурманские огнеборцы этот суперсовременный по тем временам автомобиль! Он был украшением города, без преувеличения его гордостью. Анатолий Грецкий с улыбкой вспоминает случай, когда разнос в приказе получил один из водителей, превысивший официально установленную руководством скорость внеслужебного передвижения по городу - 40 килосметров в час!

На автозаводе имени Сталина в Москве таких автомобилей было изготовлено не более нескольких десятков. Стопроцентно ручная работа. Штучный автозаказ правительства. Даже не все областные центры СССР были оснащены этой технической новинкой. К слову, Мурманск был включен в первоочередной список из 15 стратегических городов страны, куда были направлены такие пожарные модификации АСО на базе ЗИС-150.

В столицу Родины на завод ЗИС (впоследствии он был переименован в ЗИЛ) из столицы Заполярья была направлена приемочная группа из трех человек во главе с лейтенантом Анатолием Крыловым. Из Москвы до Мурманска лейтенант Крылов с товарищами довел машину своим ходом по грунтовкам и гравийкам, ведь Ленинградского шоссе тогда еще не существовало.

- Анатолий Степанович Крылов дослужился в Мурманске до подполковника внутренней службы, - вспоминает Анатолий Грецкий, а на пенсию в конце 70-х ушел с должности заместителя начальника областного управления пожарной охраны. Прекрасный был специалист и командир! В 1975 году он вручал мне медаль "За отвагу на пожаре"...

Поразительно, но качество ручной сборки этой машины оказалось не подвластно времени. Ведь сюда, на Пять Углов, она приехала и на своих рессорах, и на своей резине, установленных в 1955 году! Трудно не вспомнить расхожее: "Умеем, если захотим".

...После парада ретро-автомобиль вернулся в теплый бокс гаража МЧС на улице Шабалина. Хочется верить, что парад этот для славного автораритета Заполярья не последний.

Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Фото: Федосеев Л. Г.
Парад пожарной техники.
Павел ВИШНЕВСКИЙ

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.05.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня