13.05.2008 / Наш край

У этих дверей больше незачем ночевать

Переклички по ночам, очереди, сформированные "инициативными" гражданами, толчея и нервозная атмосфера в помещении - все это было... Все это было еще недели три назад в управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, которая находится на улице Полярные Зори, 22.

Об этой проблеме Софья Наймушина, которая возглавила управление в конце декабря, говорила в своем первом интервью нашей газете. Та публикация так и называлась: "В первую очередь - изжить очереди". И вот все изменилось, точно по мановению волшебной палочки: в коридорах учреждения установился чинный порядок, с лиц посетителей исчезло напряжение... Перемены произошли так быстро, что не все СМИ за ними поспели. Одно мурманское издание еще по привычке живописало ночные и дневные бдения граждан, желающих совершить сделки с недвижимостью, а эти очереди в реальности уже не существовали. Куда же они девались? Как удалось этого добиться?

- Мы изменили регламент работы: раньше принимали в определенные дни и часы, теперь работаем с посетителями с понедельника по пятницу с 9 до 17.30. Реконструировали зал на первом этаже - рассказывает Софья Наймушина, - сделали три кабинки для приема посетителей. Все для удобства и безопасности людей, которые приходят сюда сдать свои документы. Как видите, прежних толп уже нет, все спокойно. Потому что очередь мы начали формировать сами. Люди записываются на прием не у "предприимчивых" граждан, которые и создавали ажиотаж, а у нашего сотрудника. С первого шага, прочитав информацию на стенде, посетитель узнает, к кому следует обратиться со своим вопросом. Затем консультант, ознакомившись с документами, направляет его на прием в определенный кабинет. Более того, неделю назад появился у нас еще один информатор, который позволяет человеку самостоятельно узнать, в каком состоянии находится его дело и в каком кабинете его ждут. Это терминал, который мы установили на первом этаже. С его помощью клиент может быстро получить необходимые ему сведения.

И это не последний шаг в применении современных информационных технологий, подчеркивает руководитель управления ФРС. Со второй половины мая станет возможно получить эти сведения, даже не выходя из дома - по Интернету. Для этого надо будет зайти на сайт управления (www.ufrs51.ru) и набрать номер расписки, полученной при сдаче документов. И в ответ придет сообщение, на каком этапе находится работа с ними. В скором времени здесь также будет внедрена новая компьютерная программа, которая, как ожидается, позволит вдвое сократить время личного приема. В ближайшие дни начнется обучение сотрудников, а к июню эта программа должна начать работать.

Впрочем, ни одна, самая модная технология, не даст эффекта, если к ней не приложить стремление и волю действительно изменить ситуацию.

- Мы просто навели порядок, - говорит Наймушина. - Но сейчас тоже есть недовольные. Это как раз те, кто на очередях зарабатывал - продавал в них места и практически создавал их. Вот вам пример: однажды мы бросили максимальное число сотрудников на прием документов. И они все сделали. В пять часов вечера спрашиваем: "Кто еще с документами? Проходите!" Никто не идет... Люди в коридоре стоят, а сдавать им нечего. Вызываем еще раз: "Проходите, ждем!" Озираются, топчутся на месте... В общем, это были как раз "организаторы очередей", любители ловить рыбку в мутной воде. Сейчас они ушли, потому что весь процесс обращения в нашу службу стал прозрачным. В течение дня процесс сдачи документов проходит организованно, а к пяти вечера почти никого нет.

Рассказала Софья Наймушина и о том, что в настоящее время идет ремонт здания на Тарана, куда будет перенесен весь регистрационный блок. Там появится красивый и удобный зал для приема граждан, улучшатся условия и для самих регистраторов. Помещение на Полярных Зорях все же тесновато. Так что на ноябрь намечено новоселье.

К концу этого года планируется внедрить и так называемый удаленный порядок подачи документов, при котором можно будет передать данные о регистрируемых правах, не выходя из дома или офиса - вновь с помощью Интернета. Начнут с юридических лиц. Когда процесс будет отработан, эту возможность получат и граждане. В управление надо будет придти только чтобы окончательно оформить поданное заявление и получить расписку для сверки с бумажным носителем.

- Удобно? По моему, очень, - комментирует предстоящее нововведение руководитель управления. - Впрочем, это не мы выдумали: во многих областях страны такой порядок уже введен.

И еще одну тему затрагивает она в нашем разговоре. Человек в Мурманске новый, со свежим взглядом, Наймушина очень удивилась, столкнувшись с тем, как работает с гражданами большинство местных посреднических (риэлторских) служб. И продолжает удивляться до сих пор. Ведь ни в центральных городах России, ни за рубежом риэлтор за руку клиентов в регистрирующую службу не водит. За рубежом в нее граждане вообще сами не ходят. Соответствующие юридические фирмы обеспечивают весь процесс подготовки заключения договора и регистрации. Во многих регионах России, кстати, риэлторы работают в том же режиме.

- За точность цифры стопроцентно не ручаюсь, но слышала, что у нас действует около 80 риэлторских фирм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги.

- В области? - уточняю я.

- В Мурманске! Это огромная цифра. И вот представьте, что почти каждый посредник ведет с собой для совершения сделки своих клиентов. Но если в их договоре нет пункта о представительстве в регистрирующих органах или посредник не имеет нотариальной доверенности, то мы его даже в кабинку, куда заходят участники сделки, впустить не можем. Он - постороннее лицо, ведь в управление за регистрацией должны обращаться только стороны сделки или уполномоченные доверенностью лица. Граждане сначала возмущаются: почему, мол, вы его не пускаете? Когда же объясняем, резонно спрашивают: за что мы им тогда платим? А платят только за работу по сбору документов и подготовке договора... Сами посредники утверждают, что их клиентам обременительно оплачивать доверенность на представительство. Хотя, между прочим, свои услуги они оценивают очень высоко. Достаточно высоко, чтобы из этой суммы выделить средства на оформление доверенности. Вторая причина такого положения дел меня просто шокировала. Риэлторы откровенно говорят: "А нам граждане не доверяют. Они предпочитают прийти и убедиться, что документы сданы, как положено".

Все это говорит о культуре взаимоотношений, которая сформировалась, надо думать, на определенной почве... Но со временем у нас все наладится. Обманывать станут меньше, доверять больше. Цивилизованно, так сказать, заживем, порассуждали мы на эту тему.

- А есть ли у нас посредники, которые уже сейчас работают на современный лад? То есть все берут на себя, - уточнила я.

- Да, такие имеются. Они оформляют агентский договор, доверенность на представительство от участников сделки. Спокойно приходят, сдают документы; если какие-то ошибки всплывают, оперативно исправляют. Но, как правило, это опытные специалисты и документы готовят качественно.

Так что работаем, стараемся, - подвела итог нашему разговору Софья Григорьевна. - Сотрудники у нас молодые, инициативные, перспективные. Есть потенциал к тому, чтобы отладить надежную действенную систему регистрации. И если кто-то начнет сейчас сетовать на то, как трудно сдать документы на регистрацию недвижимости, это уже неактуально. Сегодня здесь абсолютно некому ночевать у дверей, потому что все дела люди успевают уладить в течение рабочего дня.

...Но, к сожалению, далеко не о каждом присутственном месте можно сказать так. Хватает еще у нас учреждений, "у парадного подъезда" которых и внутри постоянно толпятся взволнованные, возмущенные посетители. Пожалуй, перемены, произошедшие в управлении ФРС, позволяют посмотреть на эту ситуацию так: если очереди возникают, значит это кому-нибудь нужно. Выгодно. И мы вправе спросить у руководителей таких учреждений: кому выгодны бестолковщина и неразбериха? Тем, кто в ожидании поживы околачивается у подъезда или тем, кто работает внутри?

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.05.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,530575,923680,549873,4911
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня