23.05.2008 / Наш край

Непостроенный Мурманск

Проекты застройки города Мурманска.

Этот город - воплощение державного устремления России на север, в Арктику, осуществленный имперский порыв, сбывшийся накануне развала империи, перед тем, как страна, подобно валуну, столетиями балансировавшему на краю пропасти, пала в революционный хаос, раскалываясь на куски, покатилась вниз. Этот город - призрак, проступающий сквозь дым и копоть последней Великой войны, сгоревший в ее пламени почти дотла, но восставший, как птица Феникс из пепла. Этот город - гранитный корабль, плывущий по волнам студеного моря, рвущийся сквозь штормы и туманы недавно минувших смутных времен на безбрежные океанские просторы будущего. Этот город - Мурманск. Каждое поколение мурманчан замышляло и планировало его по своему, но в силу тех или иных причин, многих объективных и субъективных обстоятельств, далеко не все планы были претворены в жизнь. Вот о таком, оставшемся в чертежах и проектах, областном центре и пойдет сейчас речь.

От первого непостроенного здания, Никольского храма, с закладки которого начинался в 1916-м году Мурманск, до задуманного уже в пору перестройки тоннеля под Кольским заливом, который постигла та же судьба, дистанция длиной примерно в одну человеческую жизнь. На эту жизнь пришлись войны и революции, кризисы и различные неустройства, голод и разруха. Первому плану застройки города, предложенному в 1916 году инженером Борисом Сабаниным, помешала осуществиться Февральская революция. Улицы, названные именами членов царской семьи не подходили для новой, республиканской власти. Второму плану, составленному инженером Павлом Алешиным и принятому 5 октября 1917-го, не позволила сбыться состоявшаяся в конце того же месяца очередная смена власти, коренным образом изменившая общую ситуацию в стране и крае. План постройки, выработанный при белых и утвержденный 9 января 1919 года, также остался в основном на бумаге из-за наступившего в Северной Области ресурсного кризиса, закончившегося приходом красных. Проектам конца 30-х не позволила сбыться Великая Отечественная. Осуществлению послевоенных планов тоже мешало многое - от изменений политического курса до нехватки стройматериалов. Ну а некоторые памятники долгостроя эпохи развала СССР по сей день у мурманчан перед глазами.

Расскажем о некоторых невоплощенных планах в хронологическом порядке. Мало кто знает, что помимо Свято-Никольского храма в только-только основанном городе хотели построить еще одну церковь. И не просто церковь - величественный собор, рассчитанный на тысячу молящихся. Решение об этом было принято 12 февраля 1917 года на заседании специального государственного органа - Особого межведомственного совещания по устроению и развитию Русского Севера. Идею поддержал последний русский император Николай Второй, начертавший на соответствующем докладе Совещания: "Вполне сочувствую этой мысли". Собор должен был стать храмом-памятником всем павшим в Первой мировой войне, а также трудовому подвигу строителей Мурманской железной дороги. Уже создали комитет по его сооружению, объявили всероссийский сбор средств... Но в начавшемся революционном лихолетье стало не до заботы о вечном.

Из нереализованных довоенных идей можно вспомнить арку, которая должна была соединить между собой два "капитанских" дома на нынешнем пересечении проспекта Ленина с улицей капитана Егорова, а также проект улицы Полярные Зори, замышлявшейся как наглядный образец светлого социалистического будущего. Однако самыми грандиозными можно считать планы 1940 года по созданию административного центра Мурманска. Ничего общего с современным городским центром он не имел по определению, а возможно, и находиться должен был в другом месте. Посередине площади полуовальной формы высилось семиэтажное здание, окнами выходящее на Кольский залив. Правда, этот план, выполненный архитекторами Г. Гедике и М. Савкевич, имел некоторое сходство с площадями Ленинграда, но, вероятно, таков был авторский замысел - Мурманск проектировали как новую "северную столицу".

Мечты первых послевоенных лет по размаху не уступали прежним. 13 апреля 1947 года Совет министров РСФСР утвердил генеральный план областного центра. "Человек, который побывает в Мурманске в 1950 году, не узнает прежнего города, - писал по этому поводу в "Полярной правде" председатель Мурманского горсовета Шалашов. - Он увидит широкую городскую магистраль, убегающую вдаль по побережью Кольского залива. Это - набережная лейтенанта Шмидта. Красивые многоэтажные дома будут возведены на ней. Управление морского пароходства, дом рыбной промышленности и другие здания явятся украшением набережной. Эта городская магистраль с выходом к заливу, с морским портом и площадкой для прогулок и будет первой террасой". Длина набережной должна была составить 2,8 километра, из них 900 метров у самой воды - на бетонной подпорной стенке. Увы, не сложилось, более того, пришлось ждать более полувека, чтобы портовый город обзавелся набережной. Хотя она, созданная не так давно в районе Морского вокзала, размерами значительно уступает той, что существовала когда-то в мечтах мурманчан.

Еще одна несбывшаяся греза - самый северный в мире трамвай. О том, что настанет день, когда "по новым широким и благоустроенным городским магистралям блестящими полосками стали лягут рельсы и по ним с веселым шумом и звоном побегут трамвайные поезда", задумывались еще до войны. Но всерьез к решению трамвайного вопроса приступили лишь в конце 40-х годов минувшего века. Было разработано два маршрута. Один, протяженностью около шести километров, пролегал по улице Карла Либкнехта, затем проспектам Ленина и Сталина до Кольского шоссе. Другой, почти восемь с половиной, представлял собой "кольцо, связывающее основной промышленный район города на берегу Кольского залива с его жилой частью". Машинный парк намеревались укомплектовать пятьюдесятью трамваями. Но и тут мечты оказались далеки от действительности. Впрочем, троллейбусы, уже несколько десятилетий исправно тянущие лямку городских "извозчиков", можно при желании считать наследниками так и не прозвеневших по мурманским улицам трамваев.

Были и другие, подчас весьма масштабные планы. Так, на месте современной школы № 1 при удачном стечении обстоятельств мог подняться громадный Дворец Советов. "В карандаше" остался памятник Завоевателям Арктики, который согласно проекту 1956 года хотели поставить на центральной городской площади, присвоив ей такое же имя. Взамен не улице Челюскинцев появился барельеф с похожим, чуть более мирным - "Покорителям", - названием. Но несостоявшийся монумент и сейчас бередит души многих мурманчан - к примеру, членов Ассоциации исследователей Арктики, считающих, и на мой взгляд вполне справедливо, что именно такого памятника не хватает Мурманску - российской арктической столице.

В мечтах остался и городской парк культуры и отдыха в долине Варничного ручья, "там, где заканчивается проспект Сталина и переходит в Кольское шоссе", как писала "Полярная правда". Кстати, сам ручей в том районе, где ныне стоит стеклянное здание Сбербанка, архитекторы предлагали перегородить плотиной и устроить несколько прудов, живописно окаймленных по краям деревьями. Но экономические интересы оказались сильнее: на три десятилетия на левой стороне проспекта Ленина встали корпуса жизненно важного для города комбината "Стройконструкция". Когда в 90-х их снесли, мечта о парке в центре города воскресла. Ее подкрепляла дружно поднявшаяся на специально уложенной почве трава: индустриальный пустырь быстро превратился в луг... Но вновь верх взял экономический - и уже частный - интерес. Теперь на месте несостоявшегося парка полным ходом идет строительство гипермаркета "О` кей", и ни о каком озеленении говорить уже не приходится. Что ж, в каком-то смысле это сооружение тоже можно будет считать памятником... Надгробным памятником парку, места для которого в центре Мурманска больше нет.

Ну и, наконец, вспомним о тоннеле под Кольским заливом, идеей строительства которого уже в наши дни, в конце 80-х горел, по его собственным словам, тогдашний председатель Мурманского горисполкома Владимир Горячкин. Его преемник, последним занимавший эту должность, Николай Бережной, который ныне руководит областным департаментом строительства и ЖКХ, рассказывал мне, что деньги на строительство были обещаны Ельциным во время его визита в наш край. Но до реального финансирования дело так и не дошло, а потому от тоннеля отказались. И в конце концов берега залива соединил гораздо более дешевый мост.

О неосуществленных проектах можно писать долго. Можно удивляться тому, что в областном центре был памятник Сталину, стоит памятник Ленину, но не было и нет ни одного памятного знака мурманским первостроителям - Ляхницкому, Веденееву и другим. Можно спорить о названиях улиц, предлагая свои варианты, которых столь же много, сколь много жило и живет в Мурманске достойных людей. Но есть вещи бесспорные. И одна из них, может быть самая невероятная и замечательная - то, что крупнейший город в мире за Полярным Кругом все-таки однажды появился, возник. То, что на месте прежних сопок и болот, меньше века спустя, раскинулись улицы и площади, переулки и бульвары. То, что для тысяч и тысяч людей заполярная столица навсегда останется родным городом, без которого невозможна, непредставима жизнь. То, что главный осуществившийся проект Мурманска - это он сам.

Фото:
Проекты застройки города Мурманска.
Фото:
Проекты застройки города Мурманска.
Фото:
Проекты застройки города Мурманска.
Фото:
Проекты застройки города Мурманска.
Фото:
Проекты застройки города Мурманска.
Фото:
Проекты застройки города Мурманска.
Фото:
Проекты застройки города Мурманска.
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.05.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня