02.08.2008 / Наш край

«Железка» выходных не знает

Фото: Ещенко С. П.
День железнодорожника.

- В нынешнем году повезло - отпраздную дома! - радуется машинист электровоза Алексей Леонов. - Хотя чаще бывает, что день этот проходит в пути, за работой.

Да, такая у него работа. У него и еще примерно у восьми тысяч человек, которые трудятся в Мурманском отделении Октябрьской железной дороги. Большинству из них даже свой профессиональный праздник приходится встречать, так сказать, в рабочем порядке, при исполнении служебных обязанностей. Ведь праздник этот - День железнодорожника. А «железка» выходных не знает.

Для нашего края она имеет особое значение. Азбучная истина: железная дорога и морской порт - родители Мурманска. Ныне крупнейший город за Полярным кругом возник как транспортный узел, связавший в годы Первой мировой Россию с союзниками. Время было горячее, и дорога была построена в кратчайшие сроки, менее чем за полтора года, в результате самоотверженного труда 170 тысяч человек. Через четверть века, в пору Великой Отечественной, она еще раз сыграла спасительную для всей страны роль, доставляя пришедшие в Мурманск морем военные грузы на фронт.

Сегодня Мурманское отделение - мощная производственная система, надежно обеспечивающая потребности нашего края в грузовых и пассажирских перевозках. Его локомотивные депо эксплуатируют современные отечественные электровозы. Не так давно впервые за последние годы сюда поступили и девять новехоньких, прямо с завода, плацкартных вагонов, оборудованных в соответствии с последними требованиями. Поступили и сразу впряглись в работу, перевозя людей в Питер и обратно.

Славная у Мурманской железной дороги биография - богаты и перспективы. Ее развитие - непременное условие роста заполярной экономики. Нефтяное будущее нашего края требует резко увеличить пропускную способность дороги. Чтобы оно состоялось в полной мере, необходима основательная всего Мурманского железнодорожного узла. Не забыты, впрочем, и пассажиры: уже в 2009 году планируется начать капитальную модернизацию всего вокзального комплекса.

Однако, решая масштабные задачи, никуда не деться и от повседневных рутинных забот. Например, от заботы о безопасности переездов, которая оборачивается сохранностью жизней и целостью транспорта. В нашей области насчитывается 87 таких переездов, то есть тех мест, где пересекаются пути автомобилистов и машинистов локомотивов. На девяти имеются дежурные работники, остальные действуют в автоматическом режиме. Люди обслуживают наиболее оживленные - расположенные, как правило, в черте города. Именно в этих местах наиболее вероятно (постучим по шпале) возникновение острых ситуаций, и дежурному приходится тогда мгновенно принимать решение, чтобы из этой ситуации выйти. Но чтобы проблемы разрешались все же наиболее безболезненно, на самых оживленных переездах установлены специальные автоматические приспособления, так называемые устройства заграждения переезда - УЗП.

Своего рода щиты от ударов судьбы. Они не так давно появились в Заполярье и пока установлены в семи местах: одно в Кандалакше, два в Коле, остальные в Мурманске.

Посмотреть на такое устройство в действии мы с фотокорреспондентом отправились как раз накануне Дня железнодорожников. На северном выезде из Мурманска, там, где автомобильная дорога пересекает железнодорожную ветку, кроме шлагбаумов, преграждают машинам путь еще и УЗП. Со стороны каждого шлагбаума, когда он закрывается, поднимаются буквально из земли мощные железные наклонные плиты. И они, между прочим, уже показали себя в деле.

Дежурная по переезду Раиса Аспер была свидетельницей того, как сработала эта защита. Со стороны Североморска под горку спускался автобус с военнослужащими, а по рельсам шел состав с цистернами. И надо же было такому случиться - внезапно у автобуса отказали тормоза! Большая беда могла бы стрястись, если бы не вставшие на его пути плиты, которые приняли удар на себя.

- Слышу, сначала грохот раздался, - рассказывает Аспер. - Потом из-за цистерн полетела в мою сторону какая-то железяка. Ну, думаю, от поезда отвалилась! Остановила состав. Но он оказался невредим. А вот автобус помялся, колеса сломал. Но, главное, люди остались целы, лишь один солдатик получил травму руки. А вообще, серьезных происшествий на наших переездах давно уже нет.

…Пусть же не будет и впредь! Пусть спокойно и ритмично бегут по рельсам составы, спеша доставить к месту назначения пассажиров и необходимые грузы. Бегут от края Ледовитого океана, от Мурманска во все концы страны. И обратно. Бегут день и ночь, не зная выходных. Так им положено, такая работа.

Фото: Ещенко С. П.
День железнодорожника.
Фото: Ещенко С. П.
День железнодорожника.
Фото: Ещенко С. П.
День железнодорожника. Дежурная по переезду Раиса Аспер.
Фото: Ещенко С. П.
День железнодорожника. Дежурная по переезду Раиса Аспер.
Фото: Ещенко С. П.
День железнодорожника. Машинист электровоза Алексей Леонов.
Фото: Ещенко С. П.
День железнодорожника. Машинист электровоза Алексей Леонов.
Фото: Ещенко С. П.
День железнодорожника. Машинист электровоза Алексей Леонов.
Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.08.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня