16.08.2008 / Наш край

Рейсы особого назначения

Сестрорецк

Судьба этого судна оказалась очень сложной. Его название менялось трижды, и в этих переменах отразились политические события минувшего века. Построенное в 1912 году в Германии пассажирское судно нарекли «Принцесса София Шарлотта». Это был небольшой лайнер длиной 77 метров, рассчитанный на перевозку 175 пассажиров и 130 тонн груза. Сначала «Принцессу…» переименовали в «Пруссию». Затем в разгар Второй мировой войны по указанию самого Геббельса назвали «Polaris».А с ее окончанием «Polaris» стал трофеем Советского Союза и получил свое последнее имя - «Сестрорецк».

Судно во время войны практически не пострадало, находилось в хорошем техническом состоянии. «Сестрорецк» был перегнан в Ленинград и вошел в состав Балтийского торгового флота уже в мае 1945 года. Он стал одним из первых судов, совершавших пассажирские рейсы между Ленинградом и портами Западной Европы. Уже в 46-м курсировал на линиях Ленинград - Хельсинки - Стокгольм и Ленинград - Лондон.

Но первый заграничный рейс «Сестрорецка» оказался не совсем обычным. Вот как пишет об этом И. Т. Твардовский: «Предполагалось, что правительство СССР непременно будет решать вопрос о возвращении своих граждан на Родину, в том числе и тех, которые оказались в Швеции. Интересовались этим вопросом все, хотя далеко не все считали, что возвращение возможно. К осени 1945 года в шведских газетах появились сообщения, что правительство СССР потребовало от Швеции выдачи какой-то части советских граждан из прибалтийских республик. Требование касалось конкретных лиц, названных в документах по именам и фамилиям. Эти люди категорически отказывались возвращаться в СССР. Но Советское правительство продолжало настоятельно требовать. Шведская сторона в лице короля Густава V обращалась с ходатайством к Сталину с просьбой не принуждать силой тех, кто возвращаться не желает, и предоставить им возможность жить в Швеции. Как сообщалось в шведской печати, ответ был предельно краток: «Нет! Сталин».

Для вывоза указанного контингента граждан и был направлен в первый заграничный рейс пароход «Сестрорецк». Судну предстояло принять на борт всех затребованных и доставить их в СССР как совершивших преступления против Родины. Таким доводам соседняя страна вынуждена была уступить, и посадка прибалтов была назначена на определенный час. Понимая, что выхода нет, многие люди пошли на самое крайнее: при помощи бритвенных лезвий вскрывали себе вены. Но и такой шаг положения не изменил, и тех, кто не мог подняться по трапу, вносили на носилках, объясняя, что на судне есть врачи и необходимая медицинская помощь будет всем оказана. Об этой операции подробно сообщали шведские газеты «Дагенс нюхетер» и «Стокгольмс твиднинген». Называлось и число прибалтов, отправленных в СССР, - более ста человек».

В 1952 году «Сестрорецк» был передан в Мурманское пароходство, где он проработал на линиях Мурманск - Озерко, Мурманск - Териберка, Мурманск - Иоканга. Летом ходил до Архангельска и обратно, обслуживая побережье Кольского полуострова. Многие известные капитаны возглавляли экипажи этого судна: Михаил Каск, Василий Игаун, Александр Боголепов, Павел Котомкин, Бронислав Майнагашев…

В середине 50-х в результате большой модернизации пароход превратился в теплоход. На нем установили два главных двигателя мощностью по 570 лошадиных сил. Скорость была доведена до 11,8 узла. Пассажировместимость уменьшилась до 138 спальных мест, но стало комфортабельнее пассажирам и экипажу. Дальность плавания составляла до 1800 миль без получения снабжения. Все это позволило начать рейсы до Диксона. 26 июля 1956 года была открыта регулярная пассажирская линия Архангельск - Диксон для зимовщиков-островитян, жителей Заполярья и исследователей Арктики. Рейс продолжался 17 суток. На борту теплохода в первом рейсе находилась группа Всесоюзной экспедиции юных полярников - школьников из Москвы и Украины.

Неоднократно «Сестрорецк» бывал на Шпицбергене, доставляя туда шахтеров «Арктикугля». Рейсы нередко сопровождались сильными штормами. Вот как вспоминает об этом Евгений Зингер, который многие годы посвятил исследованию льдов Шпицбергена: «В середине дня огромный грязно-серый занавес тумана начал медленно опускаться из низких хмурых облаков и вскоре поглотил небольшой, видавший виды грузопассажирский теплоход «Сестрорецк». Чтобы избежать столкновения с встречными судами, наше судно стало давать протяжные гудки. Немного не доходя до мыса Нордкап, известного всем нам со школьной скамьи, теплоход берет курс на остров Медвежий. Теперь мы направляемся на север. Чем дальше «Сестрорецк» удалялся от самой северной точки Европы, тем больше набирал силу жестокий шторм. Вокруг нас все потонуло в диком шуме грозной морской стихии. На следующее утро мы проснулись от сильного грохота. Наше имущество беспорядочно носилось по каюте. Неприятно скрипела обшивка судна. Чувствовалось, что «Сестрорецк» попал в цепкие объятия мощного циклона».

Закончил свою морскую работу «Сестрорецк» по уважительной причине. Северному флоту потребовалась плавказарма для жилья подводников. Теплоходу стало тяжело выполнять рейсы по штормовым морям, но как плавучая гостиница он был достаточно комфортабельным и еще послужил людям.

Вячеслав КИСЛЯКОВ, капитан-наставник Мурманского пароходства.

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.08.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,745475,776176,981773,6525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня