13.09.2008 / Наш край

Земляничные поляны Снежногорска. Вот уже четверть века радуют они горожан

Сергей Бекещенко.

Расписные фасады зданий - визитная карточка Снежногорска, его отличительная особенность. А ведь четверть века назад этот колористический эксперимент сопровождался затяжным противостоянием художников и чиновников от архитектуры.

В апреле 1963 года специалисты института «Ленгипрогор» представили на согласование проект нового населенного пункта «жилой поселок Нерпа». Место для него было выбрано на голом плато на высоте до 175 метров над уровнем моря, с учетом розы ветров, поскольку в четырех километрах возводили одноименный судоремонтный завод. На производственных площадках нашло воплощение все лучшее, что разработали на тот момент специалисты военно-промышленного комплекса. Облик будущего города определил рельеф местности - две гряды сопок, разделенные лощиной.

Жилую застройку планировали без архитектурных излишеств. Проектировщики, зная о суровых зимах и ненастном лете в этих краях, позаботились о компактном расположении зданий. Например, каждый детский сад строился так, чтобы до него из дома пришлось идти не более ста метров. Многое предусмотрели разработчики: шесть школ, три комбината бытового обслуживания, бассейн, профилакторий, дом рыбака и охотника, базу однодневного отдыха для заводчан, эскалатор, соединяющий верхнюю и нижнюю террасы, и даже зимний сад под «колпаком» - его рисунок чем-то напоминает инопланетный корабль.

На картинках - город-сказка, город-мечта. На практике же, когда спустя менее десяти лет начали стройку, стал получаться стандартный населенный пункт типового советского градостроения: серые дома на фоне серых камней или заснеженных сопок. Здания росли, как грибы после дождя, - ежегодно сдавалось до 350 квартир.

Сделать безликий город ярким решил Сергей Максимов. Молодой начальник заводского бюро технической эстетики, коренной северянин, он слыл смелым экспериментатором по части цвета - чистого, выразительного. Его работы никогда не воспринимали однозначно. «Хороши!» - восхищались одни, «Излишне декоративны!» - замечали другие.

Максимов предложил объединить рельеф, назначение зданий и их цветовое решение, создать для каждого микрорайона так называемый цветовой бассейн, который должен радовать людей и прежде всего детей. Первый опыт оказался неудачным: краски были излишне темными, со временем они выгорели по-разному.

Не удивительно, что смелый эксперимент не пришелся по душе главному архитектору Снежногорска Людмиле Дмитриевой. «Победным шествием невежества», «вырви глаз» называла Дмитриева самовольную покраску и супер-графику. Писала гневные письма в журналы и многочисленные ведомства. Как знать, может, и не удалось бы реализовать проекты, если бы не дипломатический нейтралитет тогдашнего председателя горисполкома Геннадия Кириченко и горячая поддержка главного инженера Валентина Бирюкова, а также одобрение Ленгипрогора, куда Максимов приехал со множеством эскизов. Ему удалось убедить архитекторов и получить «добро» на художественную раскраску зданий на нижней террасе.

- Идеи были самые разные, - вспоминает соавтор проекта Сергей Бекещенко. - Например, возникла мысль даже воспроизвести Джоконду…

- Северные мотивы я изначально отверг, - дополняет Максимов. - Надо изображать то, чего здесь нет. А вот земляничек-то как раз и не было!

«Натуру» Максимов срисовывал… с обертки мыла. Незатейливый рисунок жители оценивали по-разному. Одни ругали, другие по-дружески поддерживали, зазывая прямо из окна в гости на чай «висевших» на стенке художников-маляров.

Затем уже на других домах появились баобаб, сливы и хлебное поле. А во Франции вышла книжка о колористике всего мира. В ней нашлось место и для экспериментаторов из маленького города на самой окраине Советского Союза, где цветное проникло в серое. Вот уже четверть века наливаются соком снежногорские клубники-земляники. Когда их однажды закрасили, неуютно показалось горожанам. Рисунок восстановили и даже дополнили бабочками и кузнечиками. Соседнее здание украсил овощной натюрморт - память о действовавших когда-то в этом районе теплицах. Народный фольклор тут же откликнулся, назвав это место «переулком Салатовым». Земляки беззлобно подшучивали над художниками: мол, а бутылку-то нарисовать забыли!

Сергей Максимов уже много лет живет в Москве. Ежегодно у него 7-8 персональных выставок по всему миру. Признается, счастлив, что уехал с Севера, иначе бы заскучал. Но с ностальгией вспоминает времена снежногорской вольницы:

- Уникальное время, уникальное место - целый город можно было расписать. Такое счастье редко выпадает!

Фото:
Фото:
Фото:
Сергей Максимов.
Фото:
Фото:
Фото:
Лариса ГОЛОВИНА, Снежногорск.

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.09.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня