04.10.2008 / Наш край

Курсом в легенду

Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика».

- Ласточка моя, умница, - доводилось слышать от штурманов разных атомоходов после преодоления особо тяжелого ледового участка. Некоторые еще и поощрительно поглаживали колонку с рычагами управления гребными электродвигателями, словно умную собаку или послушную лошадь.

Можно посмеиваться над тем, что моряки зачастую относятся к своему судну, как к живому организму, но согласитесь - порой судьба парохода, как и судьба человека, складывается с большим или меньшим везением.

Атомный ледокол «Арктика» - уж точно из везунчиков. В мае 1975 года на рейде Мурманска появилось необычное судно. Во-первых, огромного размера, во-вторых, надстройка вместо привычной «слоновой кости», резал глаз ярко-красный цвет, за который, кстати, остряки сразу прозвали атомоход «кирпичом».

Через два года, когда экипаж освоился с небывалой прежде мощностью ледового богатыря в 75 тысяч лошадиных сил, было принято решение о дерзком эксперименте. Впервые в мире судно в свободном плавании достигло географической точки Северного полюса, осуществив вековую мечту многих поколений полярников. Немало славных дел и после этого совершили знаменитый ледокол и его экипаж за тридцать с лишним лет.

Но, увы, нет ничего вечного в этом мире. Сердце ледокола - атомная энергетическая установка, рассчитанная первоначально на 100 тысяч часов работы, исчерпала уже и продленный ресурс, честно «отмолотив» свыше 175 тысяч. И вот вчера, 3 октября, в 10.35 по московскому времени реакторы «Арктики» были остановлены. Чтобы больше уже не запуститься никогда. Активная эксплуатация ледокола на этом завершилась.

Грустно, что и говорить. Ледоколы, как и люди, когда-нибудь должны уходить на покой. «Арктика» нынче взяла курс в легенду. Впрочем, не исключено, что судно еще сможет послужить. Как сказал руководитель предприятия «Атомфлот» Вячеслав Рукша, прорабатываются разные варианты дальнейшего использования. Один из них - научная дрейфующая станция. В самом деле, зачем доверяться ненадежной льдине? Корпус-то у «Арктики» еще ого-го! Вполне сможет выдержать не один дрейф с учеными на борту.

Так что не стоит раньше времени лить слезы. Лучше считать, что в жизни ледокола завершился лишь один славный этап. Будем надеяться, что впереди другая, не менее славная жизнь.

Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика».
Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика». Стоп, реактор...
Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика».
Фото: Федосеев Л. Г.
Ледокол «Арктика». Атомное сердце.
Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика».
Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика». Капитан Александр Баринов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика». Капитан Александр Баринов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика». Капитан Александр Баринов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика».
Фото: Федосеев Л. Г.
Атомный ледокол «Арктика».
Игорь КАТЕРИНИЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.10.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,502275,619778,015873,3817
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня