17.01.2009 / Наш край

Новая профессия «Серебрянки»

Теплоход «Серебрянка», входящий в состав флота атомно-технологического обслуживания ФГУП «Атомфлот».

Накануне наступившего года впервые была проведена транспортная операция по вывозу отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, базировавшихся в Гремихе, на базу атомного ледокольного флота в Мурманске. Основные участники события - предприятие по переработке радиоактивных отходов военного флота «СевРАО» и ФГУП «Атомфлот» - на этот раз взаимодействовали как подразделения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». По мнению главного инженера «Атомфлота» Мустафы Кашки, такое взаимодействие позволило провести все работы ритмично и в максимально короткие сроки. Это уже само по себе примечательно, но более всего впечатляет конечный результат: в отдаленном уголке Кольского полуострова резко улучшена радиационная обстановка. Если начинают зачищаться от нежелательных и потенциально опасных отходов «медвежьи углы» нашего края, это вселяет оптимизм.

Своим комментарием главный инженер «Атомфлота» сразил, что называется, наповал. По его мнению, радиационная обстановка на площадке хранения ОЯТ в Гремихе улучшена ни много ни мало в сто раз! На территории проведена основательная дезактивация почвы (слой «загрязненной» земли сняли и поместили в спецконтейнеры). То же сделали и с «фонящим» мусором, таким, например, как смолы из фильтров радиационной очистки. Наведенный на площадке порядок и позволил приступить к главному делу - организации транспортировки ОЯТ на «Атомфлот», откуда топливо затем увозится спецэшелоном к месту постоянного хранения на уральском комбинате «Маяк».

Не менее ответственно к выполнению своей части задачи готовились и моряки теплохода «Серебрянка», входящего в состав флота атомно-технологического обслуживания ФГУП «Атомфлот». Им в содружестве с береговыми специалистами из «Спецтехкомплекта» вообще пришлось переоборудовать свое судно под вывоз контейнеров с ОЯТ.

Когда узнаешь, насколько удалось реконструировать судно всего за три месяца, сразу даже трудно поверить. «Серебрянка» - первое судно во вспомогательном флоте, которое было построено 34 года назад специально для сбора и хранения жидких радиоактивных отходов (ЖРО). В результате проведенной модернизации теплоход не утратил своего изначального предназначения, но теперь также может безопасно перевозить самые высокоактивные материалы, какими являются сборки отработавшего ядерного топлива. Для этого пришлось дезактивировать и извлечь две цистерны, предназначенные для хранения ЖРО, а в освободившемся трюме смонтировать пост загрузки ОЯТ и места для хранения контейнеров с ним.

«Извлечь», «смонтировать» - звучит слишком просто и мало о чем говорит. Потребовалось убрать часть надстроек судна, снять настил главной палубы, вскрыть 70-сантиметровую бетонную защиту от излучения. Это основное, не считая подготовительных и вспомогательных работ. Параллельно специалисты управления атомфлота под руководством главного инженера провели сложнейшую для таких сжатых сроков работу по получению разрешений на проведение операции в надзорных и контрольных органах. Возникает естественный вопрос: а зачем была такая спешка? Объяснение прозаически-тривиальное: важно было успеть выполнить гособоронзаказ до конца года и наступления холодов.

Гремиха встречала моряков хорошим штормом, переходящим в ураган. Двое суток простояли на рейде и только потом встали в док. Тут тоже была своя интрига. Ширина дока, в котором предстояло провести загрузку на борт ядерного топлива, составляла 16 метров, а ширина самой «Серебрянки» - 15. В это «игольное ушко» и завел ювелирно судно его капитан Геннадий Комаров. Кстати, по завершении работ из дока вышли тоже без помощи буксиров.

- Необычным было и то, что в сухом доке судно весь период проведения погрузки ОЯТ было на плаву, - рассказывает старший механик «Серебрянки» Андрей Полуянов. - Это позволяло при необходимости в любой момент запустить двигатель.

Всего на судно было погружено 6 транспортных контейнеров с ОЯТ из атомных подводных лодок первого поколения. И это только начало. Ориентировочно в мае предстоит следующий рейс в Гремиху. В марте пройдет докование судна, которое, несмотря на солидный возраст, находится в отличном техническом состоянии. Износ корпуса незначительный, район плавания неограниченный. С завершением переоборудования «Серебрянка» сможет решать самые разнообразные задачи по вывозу ОЯТ, причем не только из Гремихи, но также из губы Андреева.

Владимир БЛИНОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.01.2009

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня