12.03.2009 / Наш край

А «карандаши» пусть погуляют

Фото: Бондаренко Иван
В трале 50 тонн мойвы. Март 2009, Баренцево море.

Вчера в Мурманск доставил 6,5 тонны охлажденной мойвы БМРТ «Демянск». Привез он в трюмах и 790 тонн замороженной в брикетах. Но улов из последнего поднятого трала, уложенный живьем в стандартные пластиковые ящики, прямо на палубе поехал в родной порт. Такая мойва, самое свежье, и называется охлажденкой.

Итак, прошло менее суток с тех пор, как рыбка плавала в Баренцевом море, и вот вчера после обеда она уже оказалась на прилавках нескольких мурманских магазинов.

Владимир Рыбников, заместитель директора по флоту компании «Арго-М», которой принадлежит «Демянск», припоминает:

- В старые времена я ходил на посольно-свежьевых траулерах. Берем, берем рыбу «под соль», как вдруг команда: «Через неделю домой!» И сразу начинаем брать улов «под свежье», значит, не солью пересыпать, а льдом…

На этот раз экипаж «Демянска» охлажденку льдом не пересыпал: морозец позволяет везти уснувшую рыбу на палубе. В идеале, конечно, надо бы пересыпать ее чешуйчатым льдом из судового льдогенератора, чтобы можно было доставить свежачок по всей области, но им траулер не оборудован. А возить лед с собой в рейс - себе дороже, золотой станет рыбка.

«Мурманский вестник» рассказывал об отходе «Демянска» на мойвенную путину в феврале. Выйдя в море, капитан Владимир Касаткин шесть суток искал жирный косяк, но в конце концов решил дождаться его в знакомом месте. И не ошибся!

Мойва идет на нерест из Арктики по Баренцеву морю к берегам двумя рукавами. Один движется с северо-востока на запад, и группа наших судов поначалу позарилась на него. Но оказалось, что там в основном так называемые «карандаши» - тощая, не нагулявшая жир мелочь размером чуть больше 10 сантиметров. Капитан же Касаткин сумел перехватить второй рукав, идущий с севера на юг.

Мойва здесь мощная, крупная - 18 сантиметров в длину. До двух третей улова составляют самки с созревшей икрой. Такая преднерестовая мойва - самая жирная, высших товарных кондиций.

Старый рыбак Касаткин и пояснил мне, почему первыми повезли в Мурманск охлажденную мойву не наши рыбаки, а норвежцы. Преинтересная открылась картина бюрократического головотяпства аж на столичном уровне.

Посреди Баренцева моря установлена с подачи ученых ихтиологов запретная для рыболовства зона - огромный квадрат в сотню миль по диагонали. Задумка была вроде бы верной - именно в этой зоне кучкуется молодь ценной трески. Применение донных тралов здесь категорически запрещено, поскольку треска плавает по дну. Логично? Да.

Но мойву-то ловят не донным, а пелагическим тралом. Это совсем другой по высоте эшелон, как сказали бы авиаторы. Пелагический трал с треской не пересекается.

Только для береговых федеральных рыбчиновников понятие «трал» не имеет различий. Запретили любой.

А норвежцы ловят мойву кошельковыми неводами! На них запрет не распространяется.

Пока Касаткин, облизываясь, наблюдал, как два десятка норвежских судов черпают мойву в нашей же «запретной» зоне, да слал телеграммы на берег с нижайшей просьбой разрешить хотя бы пробное траление, иностранцы на законных основаниях выловили в российской зоне, по прикидкам капитана, не менее 20 тысяч тонн «русской народной рыбы». И даже повезли часть улова в рыбную столицу - в Мурманск.

Только почти сорокалетний промысловый опыт позволил кэпу «Демянска» перехватить жирный косяк на самой границе пресловутой запретки.

Тут уж вся команда поработала на славу. Трюмы забили под завязку. Некоторые тралы поднимали на борт свыше 50 тонн весом (смотри недавнее фото, сделанное начальником радиостанции «Демянска» Иваном Бондаренко).

- Отличились все поголовно! - отвечает на мой вопрос Владимир Касаткин. - Но особо потрудился третий механик Евгений Захаров. В его ведении все вспомогачи, а именно эти движки работают на подъем трала и рыбфабрику. Рефмеханик Владимир Черапкин выжал максимум из компрессора на заморозке. Ну и, конечно, наш технолог Алексей Кульков - это всем спецам спец: так организовал работу, так расставил людей, что выдавал по 65 тонн мороженой рыбы в сутки. А это куда как выше среднего!

Сегодня в ночь БМРТ «Демянск» уходит продолжать рейс, чтобы за две недели добрать свою квоту на мойве. В том, что еще 800 тонн «народной любимицы» он привезет в Мурманск к апрелю, сомневаться не приходится. Капитан Касаткин поймал удачу за хвост.

Фото: Федосеев Л. Г.
БМРТ «Демянск» доставил в Мурманск охлажденную мойву.
Фото: Федосеев Л. Г.
БМРТ «Демянск» доставил в Мурманск охлажденную мойву.
Фото: Федосеев Л. Г.
БМРТ «Демянск» доставил в Мурманск охлажденную мойву.
Фото: Федосеев Л. Г.
БМРТ «Демянск» доставил в Мурманск охлажденную мойву.
Фото: Федосеев Л. Г.
БМРТ «Демянск» доставил в Мурманск охлажденную мойву.
Фото: Федосеев Л. Г.
БМРТ «Демянск» доставил в Мурманск охлажденную мойву. Технолог БМРТ «Демянск» Алексей Кульков.
Павел ВИШНЕВСКИЙ

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.03.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,306575,370279,455172,7763
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня