29.04.2009 / Наш край

В историю уходит «Ленин», беря с собой страницы книг

Фото: Федосеев Л. Г.
Михаил Филиппов.

Романы Джека Лондона, Томаса Манна, Мигеля де Сервантеса, изданные в 50-х годах прошлого века, зачитанные почти до прозрачности страницы журналов «Москва», «Новый мир», «Иностранная литература»… Забреди сюда случайно какой-нибудь книгочей - и не выберется, часами перелистывая уже тронутые временем уайльдовский «Портрет Дориана Грея» или шолоховскую «Поднятую целину». А если повезет, отыщет на плотно заставленных полках сборник пьес Бернарда Шоу от 1916 года, и время остановится, давая в сотый раз насладиться головокружительным превращением Лизы Дулитл.

В общем, все как в обычной библиотеке, вот только случайному читателю забрести сюда вряд ли удастся, поскольку библиотека эта не просто уникальная. Теперь она навечно часть легенды российской атомной энергетики. Как, собственно, и место «прописки» - атомный ледокол «Ленин».

Проект первого в мире ледокола сразу предусматривал наличие на его борту библиотеки. Недаром ведь население страны Советов славилось как самое читающее на планете. В трех объединенных друг с другом каютах в лучшие времена размещалось до пяти-шести тысяч книг.

- «Ленин» был построен на Адмиралтейском заводе в Ленинграде и там же комплектовался судовым имуществом, в том числе книгами. Их мы получали в бибколекторе, который находился на Литейном проспекте, - вспоминает ветеран «Атомфлота», а тогда инженер службы радиационной безопасности Михаил Петрович Филиппов. - Сотрудники этого учреждения относились к нам очень тепло и подбирали лучшие книги, которые сложно было достать, - люди с ночи занимали очереди в магазины подписных изданий. Да и как могло быть по-другому - все-таки первый в мире атомный ледокол.

Иногда пополняли «ленинский» библиотечный фонд и сами авторы. Михаил Петрович помнит случаи, когда, посещая борт первенца атомного флота, свои произведения дарили экипажу Виктор Конецкий и Константин Симонов.

Сохранившиеся книжные формуляры пестрят должностями членов экипажа и иногда обрываются на фразе «выдана» такого-то числа.

- Что, бывали случаи, когда книжки «зачитывали»? - спрашиваю.

- Бывало, конечно, как и в любой библиотеке, - лукаво улыбается мой собеседник.

Да и как было не зачитаться в те времена «Мастером и Маргаритой», снабженной перепечатанными на пишущей машинке неизвестно где раздобытыми текстами купюр, тщательно вымаранными цензорами для первой официальной публикации бессмертного творения в журнале «Москва».

А в 70-х «ленинское» общество книголюбов занялось модным для советской интеллигенции хобби - переплетным делом. Да так увлеклись, что на всероссийском слете любителей книги заняли второе место среди переплетчиков-любителей. Переплеты те и сейчас хранятся на книжных полках.

Впрочем, не только к вечному и прекрасному приобщала моряков библиотека - целый раздел здесь посвящен серьезным техническим трактатам.

- Первый экипаж был молодой, средний возраст моряков - 23 года. Техника тоже новая, и осваивать ее приходилось прямо на борту, - рассказывает нынешний капитан «Ленина» Александр Костерин. - Вообще, библиотеку собирали с большой любовью, как, собственно, и строили ледокол. Его создавало более 500 предприятий страны, и до сих пор здесь даже запах… уютный какой-то.

Так и путешествовала 30 лет уникальная библиотека вместе с уникальным атомоходом по арктическим морям, невольно становясь свидетельницей и участницей уникальных операций. К примеру, в самом начале истории случился у нештатных библиотекарей аврал: из-за секретной по тем временам операции атомоход тряхнуло так, что все книги разлетелись по помещениям. На наведение порядка потребовалось немало времени. Сейчас гриф «секретно» с тех событий снят, и посвященные знают, что причиной «книжного переполоха» стал сброс реакторного отсека на дно Карского моря.

- Дело в том, что к тому времени, как ледокол был построен, появился новый тип реакторов. И тогда впервые в мире были проведены уникальные работы по замене реакторного отсека, - рассказывает капитан.

У ледокола «подрезали» днище, отбуксировали в Карское море и там опустили отсек на морской грунт. Опережая причитания экологов, подчеркну, что ядерное топливо к тому моменту было выгружено и на реакторах проведены все положенные мероприятия по установке биологической защиты. Затем судно притащили на завод в Северодвинске, где установили новый реактор. Этот опыт никто в мире пока не повторил. Но библиотеке тогда «досталось» крепко.

Впрочем, атомоход уже и сам стал героем книг. Наверное, они тоже займут свое место на «ленинских» полках рядом с почти раритетным собранием сочинений «однофамильца» первенца атомного флота, без которых в советские времена не могла обойтись ни одна библиотека. А людям, неравнодушным к истории страны и родного края, скоро повезет увидеть все это собственными глазами. В ближайшие дни «Ленин» планируют поставить на пробную стоянку у причала Мурманского морского вокзала.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Екатерина КОЗЛОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.04.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,502275,619778,015873,3817
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня