30.05.2009 / Наш край

Первый шаг к разговору с Богом. В Луостари возрождается Трифонов Печенгский монастырь

Фото: Ещенко С. П.
Иеромонах Митрофан.

То, что называли когда-то Трифоновой пустынью, на самом деле в момент расцвета здешнего монастыря, в десятых годах прошлого века, было мощным самодостаточным хозяйственным механизмом. И одним из влиятельных духовных центров Русского Севера. Шутка ли, здесь, у слияния двух рек - Печенги и Манны, находилось тогда около сорока (!) принадлежащих обители строений… Несколько храмов, гостиница для паломников, собственная электростанция и телефон, библиотека, школа с общежитием для учеников и читальным залом, всевозможные мастерские и даже, не поверите, собственный кирпичный заводик. По сути дела, отдельная, особая цивилизация. Просуществовала она, правда, недолго. Сейчас это снова - пустынь… И лишь каменные фундаменты и крест, установленный на месте погребения святого Трифона Печенгского, указывают на то, что здесь когда-то текла вычерченная по строгому монастырскому лекалу жизнь. О том, что жизнь эта возродится, о планах восстановления монастыря разговоры шли давно. Верилось в это с трудом, казалось, все так и останется только разговорами… Однако сейчас к благому делу присоединился губернатор Дмитрий Дмитриенко. Сделаны практические шаги к исполнению задуманного, в решении возродить монастырь светская и духовная власти едины, и есть уверенность, что все состоится.

Н

а днях на месте будущего в полном смысле слова капитального строительства побывала специальная комиссия, которой предстоит решать все вопросы, связанные с этим непростым, кажущимся сейчас почти фантастическим проектом. Рабочий орган, созданный нашей епархией, возглавил правящий архиерей - архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон.

Когда мы прибыли в Трифонову пустынь, работа там уже шла: священники, архитекторы и строители вовсю осваивали пространство будущей стройки. И тут же первый вопрос инициатору, духовному и практическому руководителю возрождения обители владыке Симону.

- Ваше высокопреосвященство, монастырь предполагается восстановить полностью? Это ведь, если считать и хозяйственные постройки, почти сорок зданий…

- Ну сразу сорок-то, наверно, и ни к чему. Зачем? Чтобы стояли пустые? - с мягкой светлой улыбкой отвечает архиепископ. - Надо все делать постепенно.

Строительство, как рассказал нам настоятель Успенского прихода села Варзуга иеромонах Митрофан, начнется с главной церкви монастыря - Свято-Троицкой (или Сретенской, как она называлась в XIX веке), на месте, где упокоен святой Трифон. На мысу, чтобы обозначить место, откуда пришел святой, встанет часовня Трифона на Манне. Планируется восстановить братский, игуменский, паломнический корпуса, часть хозяйственных строений. Подкупает то, что восстановить эти здания намечено такими, какими они были на рубеже XIX-XX веков при знаменитом игумене архимандрите Ионафане, великом молитвеннике и строителе, создателе той самой цивилизации, с которой мы начали разговор о возрождении Печенгской обители.

- Мы постараемся возродить все так, как было устроено тогда, - отмечает отец Митрофан. - Это принципиальная позиция владыки. Монастырь будет очень парадный, даже торжественный, в этих местах среди военных гарнизонов с их обшарпанными стенами и печалью тут будет праздник. Чтоб душа радовалась даже просто при виде обители, здешних зданий. Сейчас думаем, из чего лучше их строить - из бревна или бруса, чтоб выглядело достойно, радостно…

- А тут ведь даже кирпичный заводик был. Хозяйственные постройки тоже восстанавливать будете в полном объеме? - не удержался я от вопроса.

- Кирпичный завод был потому, что игумен Ионафан мечтал построить большой каменный храм в Нижнем монастыре. Но это не нашло тогда поддержки, хотя кирпича заготовили много. Цели заводить здесь серьезное производство мы пока перед собой не ставим. Лишь что-то простое, необходимое для нужд братии, не более того. Мелиорацией и разведением скота тут заниматься не будем… Монастырь предполагаем восстановить прежде всего как духовный центр Кольского края. Здесь должна формироваться ныне почти утраченная школа русского монашеского старчества. Дело это очень важное, и мы видим, что оно угодно Трифону. Доказательство тому и возникновение подворья - фактически на пустом месте, буквально с неба свалившегося, и то, чему мы с вами являемся свидетелями сегодня, и желание разных людей помочь нам в этом. Мы восстанавливаем не колхоз, населенный монахами, а обитель, способную помочь русскому народу обрести полноценное духовное будущее. Вот для чего все создается! И все здесь должно быть хорошо устроено, должно ложиться на душу.

М

ы стоим в двух шагах от места погребения святого Трифона, мощи которого утрачены во время послереволюционного лихолетья и не обретены по сию пору. Спрашиваю об этом владыку Симона. Тот отвечает сразу же, так, словно ожидал вопроса:

- Тут Господь должен сказать свое слово. Надо, чтобы он заговорил с нами. Это нам в первую очередь нужно. И мы должны быть готовы к разговору с ним, к соработничеству с Господом. Понимать язык Божий, понимать его слова, которые, конечно, отличаются от слов в нашем обыденном понимании. Строительство, восстановление монастыря - это прежде всего наша решимость. Она усиливается старанием, верностью, преданностью пути, на который мы встали. Восстановление обители - шаг к разговору с Богом.

- А сколько будет длиться строительство? Хронологические рамки определены?

- Ну а кто же это определит? Все в руках Божьих… Этого я знать не могу. Я стараюсь слушать, что Господь говорит, и выполнять им сказанное.

Однако первоначальные задачи уже определены. По словам настоятеля монастыря иеромонаха Даниила, если будет все в порядке с финансированием, то в этом году возведут фундаменты и закупят лес, чтобы уже в начале 2010 года начать строительство Свято-Троицкого храма и братского корпуса.

- Это ведь самое главное - чтобы было, где жить, и было, где молиться, - объясняет глава обители. - Братия сейчас четыре человека. У нас маленький храм и место, где живем. И, по сути, пока больше ничего не надо.

- Восстановление потребует немалых средств. Откуда найдете деньги? - спрашиваю у иеромонаха Митрофана.

- Деньги по воле Божьей даются, - отвечает батюшка. - Как с нашей варзугской Успенской церковью. Всячески пытались найти средства у государства, объясняли, что падает этот удивительный памятник русских зодчих. И не удавалось ничего. Стали молиться Божьей матери, чтобы помогла. Печаль же колоссальная была на сердце у каждого варзужанина. И, пожалуйста, появился Анатолий Чубайс - человек, совершенно далекий от церкви, но с большими деньгами. И он решил этот вопрос. Все решается по воле Божьей. Если святой Трифон ждет от нас этого и благоволит, и благословляет, значит, все будет. И деньги, и спонсоры. А если Господу неугодно, то ничего и не будет, хоть лоб расшиби.

Иеромонаха Митрофана дополняет представитель местной исполнительной власти - глава муниципального образования Печенга Виктор Маврин:

- Финансировать строительство предполагается из четырех источников. Более подробно, думаю, об этом говорить преждевременно, вопрос-то весьма и весьма сложный. Расчеты ведутся, составляется смета. Вскоре мы получим конечные цифры. Конечно, они будут весомыми. Но серьезная стройка, как вы понимаете, невозможна без солидных затрат.

К

ак мы убедились, работы впереди вдосталь. Кто ее сделает? Оказалось, проектировщики и архитекторы, что призваны вернуть Русскому Северу самый северный форпост православия, из Москвы. Впрочем, для генерального директора московского дизайн-бюро «АВ» Артура Вануни, по его собственным словам, наш край - вторая родина. А заставила включиться в столь серьезное дело, по сути, случайность.

- Я приехал сначала в Варзугу на семужью рыбалку, встретил там отца Митрофана, ныне моего духовника. И невинное увлечение рыбалкой закончилось вот таким серьезным делом, - признается Артур. - Это уже второй наш объект. Мы сделали совместно часовню Безымянного инока. Но здесь, конечно, все сложнее и значительно интереснее. Давно сердце болит, что часто неправильно и неточно у нас восстанавливаются храмы и монастыри. Сегодня вбили первые колышки… Чертежей у нас нет. Но есть фотографии и космическая фотосъемка - на них видны фундаменты.

Для архитектора Алексея Осипова работа по восстановлению церквей не в новинку, в столице он участвовал в восстановлении Богоявленского собора в Китай-городе.

- Да, это не первый храм, который мы восстанавливаем, но первый - фактически с нуля. Хотя и не на пустом месте: это тот случай, когда материально объекта нет, но духовно он существует, - говорит Алексей. А на замечание кого-то из журналистов, что храм вопреки традиции будет стоять не на возвышенности , а скорее в низине, резонно поясняет: - Храм ставить всегда и везде хорошо. Он любое место облагородит… С точки зрения красоты визуальной нет неудачного места для церкви.

П

оразительно, но обитель в том, классическом виде уничтожила не революция и не Гражданская война (спасло то, что эта территория после 1921 года отошла Финляндии, а финны монастырь сохранили), а войны последующие - финская и Отечественная. В финскую все тамошнее приграничье стало зоной боевых действий. Причем монастырь сжигали намеренно - финны. В ту войну сгорели братский корпус, гостиница, библиотека (среди этого книжного собрания, кстати, имелись и рукописные книги семнадцатого столетия), мастерские, пекарня. В 1940-м, после того как Петсамо вновь стало Печенгой, монастырь перестал существовать. Возрожден он был в девяностые на базе единственного сохранившегося храма Печенгской обители - церкви Рождества Христова в Нижнем монастыре. Этот построенный в начале минувшего века храм сгорел в конце прошлого года. Здесь будет восстановлена часовня с криптой.

- Тут ведь не просто могила пострадавших во время войны со Швецией, - отмечает иеромонах Митрофан. - Это могила 116 преподобных мучеников печенгских. Место почитания и поклонения. По проекту, разработанному теми же архитекторами, там встанет комплекс сооружений, чтобы отдать должное этому месту.

- У меня есть поручение руководства страны оказать содействие в восстановлении самого северного православного монастыря, - сказал губернатор Дмитрий Дмитриенко во время посещения этого места. - Оказать содействие - это значит восстановить. Значит, будем восстанавливать.

Итак, «первые колышки вбиты» - первый шаг к возрождению исторического облика обители сделан. И даст Бог, не последний. Сотрудничество, соработничество духовной и светской власти Кольского Севера в таком непростом и таком важном деле - тому порукой…

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Первые колышки вбиты!
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Звонница в Нижнем монастыре.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Губернатор Дмитрий Дмитриенко: «Будем восстанавливать...»
Фото:
Крестный ход вокруг Сретенской церкви. 1898 г.
Фото:
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Владыка Симон.
Фото: Ещенко С. П.
Владыка Симон.
Фото: Ещенко С. П.
Игумен Даниил.
Антон ЛЮБОЗНАТЦЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.05.2009

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
«Танки» грязи не боятся?
Гороскоп на сегодня