27.06.2009 / Наш край

МТФ: факты сильнее громких слов

Фото из архива Мурманского тралового флота.

Мы говорим тралфлот - подразумеваем Мурманск, говорим Мурманск - подразумеваем тралфлот… Так, несколько перефразировав известного поэта, вполне можно охарактеризовать взаимоотношения «рыбной столицы» и старейшего на Северном бассейне рыбодобывающего предприятия. И здесь не будет никакого преувеличения.

Мурманский траловый флот, готовящийся отметить в следующем году 90-летие со дня основания, множеством нитей неразрывно связан с жизнью города и всего региона. Тысячи мурманчан и приезжавших со всей страны в Заполярье молодых людей находили на предприятии работу с более чем достойной зарплатой. Практически во всех районах Мирового океана вели промысел свыше сотни судов МТФ различного класса. В родной порт они ежегодно доставляли рыбы и морепродуктов по 600 тысяч тонн и более.

Но так было до начала девяностых. Развернувшиеся тогда в твердо «вернувшейся на путь капиталистического развития» России экономические реформы больно ударили по многим даже вполне до того успешным предприятиям страны.

Мурманский траловый флот не был, увы, исключением. Ему буквально приходилось выживать. Среди вынужденных мер той поры: сокращение промысла в отдаленных районах из-за высоких затрат на транспортировку рыбы и снабжение, переориентация на более выгодные (большей частью зарубежные) рынки сбыта продукции, сдача в аренду чужим компаниям крупнотоннажных судов - некогда гордости флота. Кроме того, пришлось списать как морально и физически устаревшие многие другие суда, вполне еще способные послужить предприятию. И, наконец, «оптимизировать» личный состав флота, что зачастую означало банальное сокращение работников. Но деваться было просто некуда. Необходимо было сужаться с расходами и все-таки не потерять тралфлот как крупнейшее и заслуженное рыбодобывающее предприятие.

К чести его руководителей, они не опустили руки - как могли, минимизировали потери. Более того, постепенно стали приноравливаться к новым реалиям. В 1992 году бывшее государственное предприятие по решению всего коллектива изменило форму собственности и стало акционерным обществом открытого типа. Но таковыми тогда становились многие предприятия, а уж среди мурманских рыбодобывающих компаний - практически все. Надо было предпринять еще более эффективный ход. В МТФ пошли по пути создания небольших мобильных, но лучше управляемых компаний, способных более оперативно решать поставленные перед ними задачи. Тем самым первоочередные цели выживания были достигнуты.

А так как тяга к единству у родственных, по сути, предприятий не пропадала и в период лихолетья, следующим - логичным и естественным - шагом стало их воссоединение, но уже на качественно иной основе - юридически самостоятельные компании добровольно вошли в 1999 году в некоммерческое объединение «Консорциум «Мурманский траловый флот».

Решение оказалось верным: за прошедшие после объединения 10 лет общий объем добычи рыбы увеличился более чем на 60 процентов. Средний вылов за одни промысловые сутки вырос за тот же срок в два с половиной раза.

Наличие в составе консорциума сразу нескольких родственных, но все же отдельных компаний, да и общее обострение конкуренции на рыбном рынке ставили перед необходимостью введения более четкой - а в чем-то и более жесткой - структуры управления. Или, если хотите, более скоординированной вертикали власти. В продолжение преобразований решено было полномочия единоличного исполнительного органа передать специально для этого созданному ООО «Управляющая компания». Что и было сделано в 2004 году.

Сама жизнь показала правильность выбранного пути. Реорганизация позволила действовать с расчетом на долгосрочную перспективу. Компании консорциума, как в лучшие годы, вновь стали приобретать современные суда, а практически все старые прошли модернизацию.

Успешно развивается собственное рыбоперерабатывающее производство. Всего же только за два последних года инвестиции в основной капитал предприятия составили свыше 900 миллионов рублей. И, что особенно примечательно, сегодня объемы вылова вышли на уровень тех лет, когда в составе флота числилось 100 судов. А ведь на данный момент консорциум владеет всего тремя десятками крупно- и среднетоннажных траулеров. Обновление и модернизация флота дают о себе знать.

Не секрет, что на первых порах новации в МТФ вызывали не только у отдельных региональных ведомств, но даже и у специалистов рыбохозяйственного комплекса Мурманской области некоторое, скажем так, недопонимание. Мол, сначала «штаб-квартира» (то бишь управляющая компания) консорциума обосновалась в Москве, а скоро, глядишь, и налоги «уведут» из региона в столицу. Но со временем даже скептики убедились, что «изменять» родному Мурманску в тралфлоте не собираются. Предприятие по-прежнему является одним из крупнейших налогоплательщиков региона. Только за прошлый год в бюджеты всех уровней перечислен почти 1 миллиард рублей в виде налогов и обязательных сборов.

Еще больший вклад консорциум вносит в развитие социальных программ Мурманской области. Входящие в объединение компании - среди той далеко не самой многочисленной группы предприятий края, что предоставляют своим работникам полный социальный пакет гарантий и льгот, предусмотренных действующим российским законодательством. Уровень зарплаты в консорциуме повышается в последние годы с завидным постоянством. Тралфлот и в сегодняшнее нелегкое кризисное время обеспечивает работой более трех тысяч мурманчан.

Кстати, о городе и горожанах. В консорциуме давно принято за правило оказывать посильную - в том числе и материальную - помощь не только своим работникам, но и самым различным бюджетным организациям и общественным объединениям областного центра. В частности, лишь в прошлом году на финансирование социальных программ и благотворительные цели направлено было свыше 20 миллионов рублей.

Многие мурманчане из не самых обеспеченных категорий благодарны действующей в городе социальной программе «Дешевая рыба». Так вот, только за 2008 год на ее обеспечение доступной продукцией тралфлотом отгружено 233 тонны рыбы всех видов. И какая, собственно, получается разница, где при этом находится головной офис консорциума?

Цифры, как и факты, вещь упрямая. А и те, и другие говорят сами за себя...

Фото:
Фото из архива Мурманского тралового флота.
Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.06.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня