07.07.2009 / Наш край

Черные дыры жилкомхоза

Новое жилищное законодательство исповедует, казалось бы, вполне справедливый принцип: сколько стоят жилищно-коммунальные услуги, столько и надо платить тем, кто их оказывает. Но это только с точки зрения экономики. В плане социальной справедливости часто все оказывается перевернутым с ног на голову: чем хуже условия проживания человека, тем больше квартплата. Почему так получается? Попробуем разобраться в этом на примере одного из домов в Кильдинстрое.

Тот ли платит, кто музыку заказывает?

Жильцы семидесятиквартирного дома по Кильдинскому шоссе, 1, и управляющая им компания «Оптима», а также муниципальные власти поселка оказались в непростой ситуации. Никто из них не считает себя обязанным оплачивать услугу водоотведения в этом доме.

- Проблема в том, что этот дом находится в стороне от поселковых коммуникаций, - рассказывает глава администрации муниципального образования Кильдинстрой Ольга Некрасова. - В советское время он строился для жителей зверохозяйства «Голубой песец», которое в девяностые годы обанкротилось. Мощности и отдельные сооружения предприятия были распроданы. Дом передали на баланс муниципалитета, а очистные сооружения, к которым он был подключен, как и прочее имущество хозяйства, ушли с молотка и перестали обслуживать здание. Администрацией Кольского района было принято решение об установке специальных накопительных емкостей, действующих по сию пору. Они закопаны в землю так, что видна только горловина, через которую содержимое забирается и вывозится в канализационную систему поселка, и соединены со зданием канализационной трубой. По сути, это накопитель. Документов на него нет. Строительство объекта осуществляла дирекция единого заказчика Кольского района, которая была реорганизована в 2007 году. Пока - до официального определения собственника - он передан в оперативное управление муниципальной службы единого заказчика (СЕЗ).

В Кильдинстрое помимо дома № 1 по Кильдинскому шоссе подобными накопителями оборудованы еще два двухэтажных строения. Их собственник - Кильдинское дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ).

- Но там ситуация полегче, - считает директор УК «Оптима» Сергей Дунаев. - Там сети принадлежат поставщику услуги, то есть ДРСУ, которое может обратиться в органы местного самоуправления для утверждения тарифов на водоотведение. Пока оно этого не делает, хотя откачка с 32 квартир обходится предприятию, насколько мне известно, в 100 тысяч рублей ежемесячно. То есть услугу продолжают предоставлять, по сути, бесплатно. Сколько стоят подобные работы службе единого заказчика, я не в курсе. Могу сказать только, что два года назад Кольский район тратил на эти цели порядка 90 тысяч рублей в месяц. Сами жильцы пятиэтажки - практически ничего, копейки. Нам эти работы обойдутся в 62 тысячи рублей. И если нам их не будут возвращать, компании грозит скорое и неминуемое банкротство.

Казалось бы, какие проблемы? Люди почти бесплатно получают дорогостоящую услугу. Чем плохо? И нужно ли что-то менять? А плохо тем, кто ее оказывает и ничего за это не получает. Муниципалитету эти деньги ох как пригодились бы. А менять нужно, поскольку нарушается законодательство.

Разорительное хозяйство

В Жилищном кодексе четко сказано, что любая инженерная система, предназначенная для обслуживания одного дома, является общим имуществом данного дома. Отсюда следует, что накопитель дома № 1 по Кильдинскому шоссе - это общее имущество собственников. И затраты на его обслуживание должны «сидеть» в графе квитанции «содержание и ремонт общего имущества».

- Когда у емкостей появится собственник, он сможет обратиться в органы местного самоуправления для утверждения тарифов на водоотведение, - поясняет Ольга Некрасова. - Затем управляющая компания должна заключить договор с СЕЗ, с одной стороны, и с собственниками помещений - с другой. И водоотведение по договору управления многоквартирным домом попадет в квитанции. Сейчас, поскольку управляющая организация является поставщиком абсолютно всех услуг, ее дело - заключить договоры на водоотведение. Чтобы жители не остались без услуги и чтобы стоки не пошли на рельеф.

- Договоры с жильцами подписаны и приняты собранием собственников жилья. Но тариф на содержание и ремонт общего имущества мы оставили таким, каким он был на момент прихода компании. Вывод сточных вод в него заложен не был. Это вызвало бы недовольство жильцов, - поясняет позицию управляющей компании Сергей Дунаев.

И вряд ли ошибается в своих предположениях. Сейчас за жилищные услуги обитатели пятиэтажки платят 57 рублей с одного квадратного метра. Если включить туда водоотведение, цена поднимется на 24 рубля. Это означает, что квартплата жильцов злополучного дома возрастет на сумму от 800 до полутора тысяч рублей в месяц в зависимости от площади квартиры. Естественно, на собрании никто не проголосовал за включение в перечень работ по вывозу содержимого емкостей. Что же получается? Если все участники коммунального трио поступят так, как велит закон, это больно ударит по людям.

Советская экономика основывалась не на рыночных реалиях. Когда строились хозяйственные объекты и жилые дома, никто не думал о том, что когда-нибудь все это будут делить между собой новые владельцы. Даже во сне не могло привидеться, что жильцы домов станут их собственниками и государство переложит на них все расходы, связанные с обслуживанием зданий. Люди оказались заложниками смены системы. Чтобы провести канализацию для этого дома, требуются миллионы и миллионы рублей. Он удален от основной массы строений, трубы придется тянуть через ручей по очень сложному рельефу. А еще надо учесть плавающие грунты… Словом, подключиться к общему коллектору - удовольствие очень дорогое. Расселить 70 квартир тоже весьма затратно. Выходит, проще и дешевле переложить решение проблемы на плечи людей, что и предусмотрено законодательством.

- Мне кажется, в таких случаях власти обязаны помогать своим гражданам. Люди не должны чувствовать себя заброшенными, - считает Дунаев. - Органам местного самоуправления не под силу решение такой проблемы. В прошлом году на совещании по подготовке к зиме Александр Трофимов, занимавший тогда должность первого заместителя руководителя департамента территориального развития, строительства и ЖКХ, предложил рассмотреть вопрос о финансировании этих работ из бюджетов разных уровней. Мы обратились с письмом в областной комитет по тарифному регулированию и получили ответ, что, по мнению комитета, организация, которая несет расходы по оказанию услуг населению, имеет право на возмещение расходов через тарифы для потребителей. Иными словами, оплачивать расходы по обслуживанию дома должны жильцы. Но, на мой взгляд, это несправедливо.

Снизить квартплату помогут приборы

Администрация Кильдинстроя предлагает для решения проблемы другой путь - использование средств федерального Фонда содействия реформе ЖКХ. С помощью этих денег собственники могли бы осуществить капитальный ремонт дома, а значит, и модернизацию коммуникаций.

- Бюджеты городских поселений дотационные. Из 25 миллионов рублей только 7 миллионов - собственные поступления Кильдинстроя. И естественно, у нас нет денег на грандиозные проекты. А чтобы уменьшить затраты на водоотведение, надо расширить круг получателей этой услуги, - приводит свои доводы Ольга Некрасова. - Сделать это мы можем только одним способом - врезаться в систему водоканала, существующую в поселке. И тогда цена водоотведения будет такой же, как в других домах. Учитывая сложности рельефа и отдаленность дома, средства понадобятся большие. И именно деньги фонда могут помочь справиться с этой задачей.

У директора «Оптимы» эти планы воодушевления не вызвали.

- Даже если все получится, потребуются годы, чтобы построить очистные сооружения или канализацию. А раз так, мы должны подумать, каким образом можно компенсировать людям их затраты.

Органы местного самоуправления Кильдинстроя установили в поселке дифференцированные нормативы на отопление. Теперь житель пятиэтажки платит порядка 39 рублей с квадратного метра жилой площади, а обитатель двухэтажного дома - около 73 рублей. И не стоит усматривать в этом злой умысел муниципальных властей. Они исполняли 306-е постановление федерального правительства. Населенных пунктов с подобной разницей между нормативами в области становится все больше. В этих условиях существенную экономию приносит использование приборов учета.

- В конце 2007-го - начале 2008 года мы поставили два коллективных узла учета, которые дали экономию в 20 процентов от норматива и выше. Жильцы оснащенных приборами двухэтажек в год заплатили на 13 тысяч меньше, чем их соседи в таких же домах, стоящих рядом. Это притом что установленные узлы учета не регулируют температурный режим. Поэтому в нынешнем году мы оснастили приборами уже

12 домов. Один комплект оборудования стоит немало, от 100 до 200 тысяч рублей. Кроме того, электрокотельная, обслуживающая дом № 1 по Кильдинскому шоссе, работает неэффективно. Поэтому я предлагаю оплатить установку приборов учета на этот дом, что хотя бы отчасти компенсирует людям те убытки, которые они понесут в связи с включением в квитанции платы за водоотведение.

Глава администрации Кильдинстроя Ольга Некрасова согласилась с тем, что претворение в жизнь этого проекта действительно возможно и наиболее вероятно.

- Сегодня для любого муниципального образования самый большой и емкий участок работы - это ЖКХ. И мы никогда не найдем достаточного количества грамотных и качественных руководителей для управления жилфондом, - убежден Сергей Дунаев. - Самый заинтересованный человек - это хозяин. Решил он, что нужен ремонт, - сделает. Причем сделает как можно лучше и по возможности дешевле. Поэтому и управлять домами должны собственники. Роль властей - создавать условия для этого. То есть решать проблемы, которые остались с советских времен и постперестроечного периода. Эти «черные дыры» поглощают не только огромные деньги, но и доверие людей.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 07.07.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня