09.09.2009 / Наш край

Как коммунальщики дома «пилили»

Кроме тех компаний, которые образовались при ее участии, предыдущая администрация Мурманска на рынок жилищных услуг практически никого не пускала. В результате городской жилой фонд поделили между собой несколько УК, ставших наследниками прежней жилищно-коммунальной системы: те же работники ЖЭУ с тем же подходом к решению проблем. Но после «смены караула» в мэрии ситуация постепенно начала меняться.

Мурманчане отнеслись к выбору способа управления домами в большинстве своем абсолютно безразлично. Дескать, выбирай, не выбирай - все равно ничего не изменится. Но вот беда: именно с таким подходом и не стоит рассчитывать на улучшения… Скажем, если бы люди с таким же «аполитичным» настроем ходили на рынок, то домой приносили бы одно гнилье, купленное за бешеные деньги. Ведь если человеку все равно, что он приобретет и почем, торговцам это только на руку.

Приблизительно то же самое происходило до недавнего времени и в сфере жилищно-коммунальных услуг. Индифферентность жильцов позволяла управляющим компаниям-монополистам исправно собирать деньги, не особенно утруждая себя выполнением обязанностей. По мнению нынешнего городского руководства, изменить эту ситуацию может прежде всего здоровая конкуренция между УК. И на рынке жилищно-коммунальных услуг появились новые действующие лица.

Вновь образованные компании предпочитают не вступать в единоборство с давно существующими «монстрами». Поскольку в городе много домов, жильцы которых не выбрали способ управления, муниципальные власти, как и предписано законом, объединили их в лоты и выставили на открытый конкурс. Он должен определить, кто станет непосредственно заботиться о состоянии этих зданий. В этих конкурсах и участвуют УК-новички. Если побеждают, получают право работать, заключив договоры с собственниками.

Но компании-старожилы, с которыми комитет по развитию городского хозяйства (КРГХ) заключал договоры на обслуживание «беспризорных» зданий, не очень-то охотно сдают свои позиции. Еще бы! Взять стандартный 90-квартирный дом, жилая площадь которого около пяти тысяч квадратных метров. Сборы с его жильцов по графе «ремонт и содержание общего имущества» при стоимости работ, к примеру, 20 рублей за один «квадрат» (а бывает и подороже) составят в месяц ни много ни мало сто тысяч рублей. А теперь представьте, что речь идет не об одном, а о десятках зданий. Понятно, почему за них идет весьма жесткая борьба.

Управляющая компания «Метиа» 9 июня этого года подала заявку на участие в конкурсе. Она оказалась единственной, кто изъявил желание работать с 18 домами, включенными в лот № 28 Первомайского округа. Никаких претензий к представленной документации у конкурсной комиссии не возникло, и, поскольку соперников у компании не было, она была признана победителем.

- Работники КРГХ своевременно уведомили жильцов о том, что их дом включен в число объектов, выставленных на конкурс. После того, как стали известны его результаты, мы, в свою очередь, вывесили объявления, какая компания и когда приступает к управлению домами. Указали мобильные телефоны работников, чтобы люди могли обращаться. Провели ознакомительные собрания, начали подписывать договоры с жильцами и готовиться к обслуживанию этих домов, - рассказывает замдиректора по финансам УК «Метиа» Татьяна Мерзликина. - Закупили необходимый инвентарь - даже газонокосилку, набрали штат работников. Дали информацию в ОАО «МУП Жилищно-сервисная компания», которое обслуживало эти дома по договору с КРГХ, о том, что с 1 августа приступаем к работе. И попросили подготовить и сдать до 5 июля техпаспорта, проектную документацию, ключи - то есть передать дома в управление. На следующий день наши объявления уже были сорваны, так же как немногим раньше и объявления КРГХ. А письмо о передаче «Жилищно-сервисная компания» проигнорировала. Тогда мы ее уведомили о том, что 31 июля состоится комиссионное принятие документов в присутствии представителей КРГХ. Звонили несколько раз и все время слышали один и тот же ответ: «Наш человек уже едет». Но никто так и не явился.

В итоге 31 июля был подписан акт о том, что передача документов не состоялась. Тем не менее компания стала заключать необходимые договоры: работать-то надо. В то же время, по словам Татьяны Мерзликиной и других сотрудников «Метиа», работники «Жилищно-сервисной компании» прилагали все усилия, чтобы помешать этому. Например, отправляли своих дворников на объекты, которые начала обслуживать новая УК.

- Людей, которые перешли из «МУП ЖСК» к нам, стали запугивать тем, что руководство «Метиа» обманет их и не сдержит своих обязательств относительно зарплаты. Люди запаниковали, пришлось успокаивать. Жильцы нам рассказывали, что какие-то граждане им то и дело объясняют: дескать, руководство вновь пришедшей УК подкупило конкурсную комиссию и работает незаконно. Или вот позвонили из дома № 11 на Кольском и сообщили: там без нас кто-то собирается проводить какое-то собрание. Мы приехали. И услышали опять то же самое: «Компания «Метиа» нечестная, собирается жильцов обобрать и убежать…» Такое впечатление, что текст для всех этих россказней писался под копирку. Нас очерняли, называли мошенниками, убеждали в этом наших людей. А мы, между прочим, единственная во всей области компания, которая прошла сертификацию в Москве и получила от Росжилкоммунсертификации документ на право управления многоквартирными домами.

В общем-то, обиды новичков можно бы оставить и в стороне… Но в том-то и дело, что наибольший вред все это наносило жильцам. Мало того, что их нервировала вся эта кутерьма. Под угрозой оказалась подготовка некоторых домов к зиме. В одном из них на тот момент уже второй месяц был неисправен бойлер, и люди сидели без горячей воды.

Все ясно как божий день: потерять 18 домов - значит, потерять больше миллиона рублей дохода ежемесячно. Тут можно ждать всего… И вот от имени проживающей в одном из этих домов гражданок в суд поступает исковое заявление о признании результатов конкурса недействительными. Впрочем, решение двух судов было принято в пользу КРГХ и «Метиа».

- В этом случае все закончилось благополучно. Но «Метиа» - не первая компания, которая столкнулась с подобными проблемами. Поскольку конкурсная комиссия, действующая от имени администрации, приняла официальное решение о передаче этих домов другой управляющей компании, логично было бы разработать механизм действий помощи этой УК, чтобы она имела возможность своевременно приступить к управлению многоквартирными домами, - считает исполнительный директор Союза жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области Юрий Дунин. - После оглашения результатов конкурса прежняя УК должна была уведомить людей, которые обслуживали жилой фонд, о сокращении или переводе на другую работу. Этого не сделали. Не было и нормального, цивилизованного процесса передачи домов в управление вновь пришедшей компании. Зато началась агитация против нее, заодно очернялась и работа комиссии. Сейчас на рынке коммунальных услуг возникла активная конкуренция. И было бы целесообразно создать областной регламент передачи домов от одной компании другой, в который муниципалитеты внесли бы какие-то свои дополнения. Чтобы обеспечить нормальное обслуживание жилищного фонда, нужно свести к минимуму возможность монополистов саботировать передачу домов в управление.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.09.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,975176,504780,539973,5615
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня