17.09.2009 / Наш край

Российский флаг вновь над Арктикой реет

Фото: Федосеев Л. Г.
Гали Кумышев и Владимир Семенов с Торосом и Вьюгой.

Вчера в Мурманск вернулся атомный ледокол «Ямал» с участниками Высокоширотной морской арктической экспедиции Института Арктики и Антарктики на борту. Почти месячный поход атомохода был связан с завершением работы прежней и открытием новой дрейфующих станций «Северный полюс».

«Ямал» покинул Мурманск 21 августа и взял курс к району дрейфа «СП-36». Станция, открывшаяся в Арктике в сентябре прошлого года, заканчивала свою работу и этим, по сути, завершала программу исследований в рамках полярного 2008 года.

Как рассказали участники экспедиции, первые дни, пока позволяла открытая вода, ледокол шел на максимальной скорости, поскольку медлить с эвакуацией людей было нельзя. Льдина в это время находилась в 250 километрах от Гренландии и не торопясь двигалась в сторону пролива Фрама. Заходов в него организаторы и полярники стараются избегать, поскольку динамика льдов в этом районе повышенная. У специалистов еще свежи в памяти воспоминания о судьбе станции «СП-32», когда льдина, войдя в этот район, стала стремительно разрушаться, и полярников пришлось экстренно эвакуировать всеми возможными способами. Поэтому сейчас никто не хотел допускать, чтобы поход «Ямала» превратился в спасательную операцию. На третий день после начала рейса ледокол вошел в зону льдов, и скорость пришлось постепенно сбрасывать.

Впрочем, на этот раз все обошлось, и уже 25 августа с борта атомохода в разведку на «СП-36» вылетел вертолет. С этого момента началось согласование работ полярников и экипажа судна по швартовке ледокола к льдине. Для успешной эвакуации необходимо был подвести судно максимально близко к «СП-36», но при этом сохранить ту часть льдины, где находятся люди и грузы. Кстати, ее состояние удивило тех, кто находился на борту. Как рассказал на состоявшейся вчера на борту «Ямала» пресс-конференции руководитель Высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов, в начале этого года льдина претерпела ряд серьезных сжатий, и полярникам даже пришлось перенести несколько жилых домиков и лабораторию на другое место. Льдина оказалась практически расколота, но начиная с апреля сильные морозы вновь превратили ее в единый монолит.

Практически весь следующий день был посвящен швартовке. Ситуацию осложнял сильный туман, и, чтобы судоводители могли точно определить месторасположение станции, полярники включили ручной GPS-передатчик, по которому приборы судна позволили «привязать» к нему станцию. На самой льдине один из полярников сигнальными флагами показывал место, куда должен «вписаться» ледокол. В конце концов ювелирная операция была закончена, и 150-метровое судно водоизмещением 23 тысячи тонн аккуратно, почти не оставляя трещин, буквально пробралось по льду и встало на ледовые якоря.

Против ожидания те, кто находился на борту, а среди них были и журналисты нескольких федеральных СМИ, белых медведей в пути видели нечасто. Да и сами участники «СП-36» говорят, что косолапые посетили их всего пару раз, в основном за тем, чтобы порыться в мусорных баках, и на людей внимания не обращали. Такая нелюбознательность хозяев Арктики пришлась кстати, поскольку два хвостатых члена экспедиции - лайки Дина и Дик, тогда были еще маленькими и напугать незваных гостей всерьез не могли. Кстати, к концу дрейфа у четвероногих полярников родились два щенка, которых назвали Торос и Вьюга. Малышей уже разобрали члены «СП-36», и уже сегодня Торос отправится с членом «СП-36» Гали Кумышевым в Нальчик, а Вьюгу кок станции Владимир Семенов увезет в Санкт-Петербург. А их мама и папа продолжат арктическую службу на «СП-37».

Отвечая на вопросы журналистов начальник «СП-36» Юрий Катраев отметил, что несмотря на всю романтику профессии, молодежь не очень охотно идет в полярники.

- Мы как-то подсчитали, что средний возраст участников нашей экспедиции 45 лет, - рассказал Юрий Иванович. - Вероятно молодых людей не устраивают теперь холода, полярная ночь, да и денег в коммерческих структурах заработать можно гораздо больше. Но может быть причиной тому отсутствие широкой рекламы этой непростой профессии.

Он уточнил, что станция «Северный полюс-36» официально прекратила свое существование 30 августа, когда здесь был спущен российский флаг. 18 участников дрейфа поднялись на борт, где уже было складировано около 150 тонн оборудования, и «Ямал» взял курс к месту организации новой дрейфующей станции «Северный полюс-37».

Подходящее ледовое поле для СП-37, на которое предстояло высадиться 15 полярникам и двум собакам, специалисты Арктического и Антарктического института подбирали в течение года с помощью спутниковых данных. Приоритет был отдан ледовому полю размером 12 на 12 километров, находившемся на 81-м градусе северной широты. Льдина пришла в российский сектор Арктики из канадского - родины самых толстых многолетних льдов, через море Бофорта.

выгрузка оборудования заняла еще трое суток и 7 сентября на «СП-37» был поднят российский флаг.

Вновь открытая станция продолжит комплекс наблюдений в высоких широтах. Исследования будут вестись во всех природных средах: в атмосфере - до высот в 30 километров, во льдах в районе дрейфа, в океане. Впервые в этой экспедиции будет широко использоваться бесплотный летательный аппарат, наблюдения которого, вкупе со спутниковыми данными, должны показать динамику льдов в районе дрейфа. Также с помощью современных приборов планируется исследовать дно океана в рамках определения внешней границы континентального шельфа России.

Полярникам предстоит провести год на льдине, от которой до ближайшей земли сейчас около 1,2 тысячи километров.

* * *

При подготовке материала использована информация и фото Корпорации «Росатом»

Фото:
Переброска грузов на льдину. Фото корпорации «Росатом».
Екатерина КОЗЛОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.09.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,502275,619778,015873,3817
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня