20.10.2009 / Наш край

Вернулись всерьез и надолго

Из Мурманского порта в последний в этом году рейс вышло рыбоохранное судно «Анграпа» со специалистами Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на борту. Курс - на архипелаг Шпицберген. В водах вокруг него у российских рыбаков чаще всего возникают инциденты с кораблями береговой охраны Норвегии, ведь страна-соседка считает тот район зоной своей исключительной ответственности за соблюдение правил ведения промысла судами различных стран. Поэтому главная цель похода «Анграпы» - недвусмысленно дать понять, что российские инспектора рыбоохраны вернулись туда всерьез и надолго и готовы выполнять возложенные на них функции.

Провожая своих сотрудников в море, руководитель управления Валентин Балашов с удовлетворением отметил, что в последнее время во многом удалось переломить кризисную ситуацию, сложившуюся в деле рыбоохраны после развала Советского Союза. Тогда она практически прекратила свое существование. Рыбоохранные суда под российским флагом стали настолько редкими гостями в районах промысла, что рыбаки уж стали и забывать, как выглядит настоящий инспектор и каковы его требования. При работе в водах архипелага капитанам мурманских судов волей-неволей все чаще приходилось руководствоваться норвежскими национальными правилами рыболовства.

Представители Северного королевства и раньше-то не особенно считались с международными договорами о правовом статусе Шпицбергена и действовали у его берегов, как в своих территориальных водах. Наконец официально объявили их рыбоохранной зоной, где правомерны лишь нормы норвежского законодательства. А воспользовавшись неразберихой в только возрождавшейся России начала 90-х, и вовсе перешли к тактике повальных арестов российских судов. «Бунт» мурманского траулера «Электрон», скорее, лишь яркое исключение из правила. Гораздо больше случаев, когда наши судовладельцы вынужденно принимали претензии и выплачивали немалые штрафы по тамошним законам.

При этом не обходилось без некоторого лукавства: мол, раз вы сами не следите за своими судами, вот нам и приходится брать на себя все функции охраны промыслового запаса вод вокруг архипелага Свальбард. Так именуют норвежцы Шпицберген, известный русским поморам как Грумант, где они свободно ловили рыбу и били зверя с давних времен.

Теперь положение изменилось. Начиная с 2008 года российские рыбоохранные суда дежурят в районе архипелага на постоянной основе. В этом году их было уже три - как ведомственных, так и арендуемых у мурманских рыбодобывающих компаний. Под эти цели федеральное правительство только на текущий год выделило свыше 50 миллионов рублей. По словам Валентина Балашова, пока точно не оговорено, прибавится ли таких судов в дальнейшем, но в любом случае присутствие российских рыбоохранных патрулей в районе Шпицбергена будет только усиливаться.

Одна из основных задач наших инспекторов - помогать землякам-капитанам лучше ориентироваться в непростой ситуации, сложившейся из-за различного подхода сторон к правовому статусу вод архипелага. Именно оказывать юридическую поддержку, консультировать. Ну а в случае выявления преднамеренных нарушений, конечно, и наказывать. И очень важно, что в итоговом протоколе завершившейся на днях сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству зафиксирован такой пункт: норвежская сторона признает право российских органов рыбоохраны осуществлять свою деятельность в открытых водах, омывающих архипелаг Шпицберген. Это явно будет способствовать уменьшению числа инцидентов.

Кстати, по общему мнению участников сессии с российской стороны, в том числе и мурманчан, важное ее отличие от всех предыдущих - предельно откровенный разговор на темы, которые раньше старались обходить стороной. Откладывали на потом, но, видно, назрело время решить старые споры. Прежде всего касающиеся проблемы совместного управления запасом водных биоресурсов в водах, где ведется общий промысел, но так пока и неясно, чьим национальным правилам рыболовства при его ведении отдавать приоритет. Разночтения решено преодолеть так - выработать унифицированные правила. И конкретные шаги уже сделаны.

Так, в частности, найден консенсус относительно максимально разрешенного размера ячеи трала, дабы не «выдаивать» из моря и еще не достигшую товарных кондиций молодь ценных пород рыб. Очередь за решением об общей модернизации ныне применяемых орудий лова. Вплоть до того, из каких материалов их изготавливать и прочих технических деталей.

Кстати, норвежцы предлагали определить конкретные сроки перехода на отвечающее современным требованиям промысловое вооружение уже на нынешней сессии. Но наша сторона, в принципе согласная с необходимостью обновлять оборудование, такую постановку вопроса сочла преждевременной. По мнению Валентина Балашова, столь масштабное для рыбной отрасли решение пока нельзя привязывать к какой-либо дате. Ведь оно означает дополнительные многомиллионные затраты для рыбаков. И прежде всего российских, чье промвооружение старее, чем у соседей. В общем, норвежцев удалось убедить повременить. Специальной рабочей группе дано поручение рассмотреть все аспекты планируемой модернизации и доложить выводы на следующей, 39-й сессии СРНК, которая состоится ровно через год.

Ну а «Анграпа» вернется в родной мурманский порт в начале декабря. Провожали его пожеланием, чтобы патрулирование в водах архипелага прошло без эксцессов. В связи с этим Валентин Балашов призвал судовладельцев относиться к возможным замечаниям инспекторов со всей серьезностью. Наверное, имелось в виду: не расслабляться и не рассчитывать, что, мол, свои же люди, земляки, разберемся по-родственному…

Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.10.2009

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня