27.10.2009 / Наш край

В Кереть - в гости к преподобному

Фото: Кабыш Зоя
Cело Кереть. Бабушка Юрьева и не знала, какой интерес к ее бывшей избе проявят археологи.

Старинное, давно оставленное людьми село Кереть - в прибеломорской Карелии, в сорока километрах от Чупы. «Разночинный» северный люд: отец Митрофан из Варзуги, отец Сергий из Видяева, отец Давид из Умбы, петрозаводские археолог Марк Шахнович и историк Юлия Кожевникова, апатитские предприниматели Сергей Глемейда и Владимир Мужаровский и я, корреспондент «Мурманского вестника»… Сквозь современные силуэты разрухи и бурьян последнего полувека мы пытаемся разглядеть, обрести то, что издавна соединяло единым духом Мурман и Карельский край. Мы приехали в гости к преподобному Варлааму Керетскому, к месту его рождения и последнего упокоения. Экспедиция получила благословение архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона, и главная ее цель - начать поиски мощей великого северного святого.

Неоконченная трилогия

Этому шагу предшествовало так много, что необходимо начать именно с предыстории. Хотя бы с того, что иеромонах Митрофан в течение уже многих лет занимается историческими исследованиями. Их итог - трилогия, посвященная жизни и подвигу трех великих святых, подвизавшихся на Кольском Севере в XVI веке, - преподобных Феодорита Кольского, Трифона Печенгского и Варлаама Керетского.

Первая книга «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей» в 2003 году была удостоена медали Комитета и Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Значимым результатом этого исследования стала публикация в Мурманске в 2006 году «Жития преподобного Феодорита, просветителя Кольского».

Вторая книга - «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предание, исторические документы. Опыт критического переосмысления» вышла в свет в 2004 году и явилась основой кандидатской диссертации автора. Скажем кстати, что защита кандидатской в Московском Свято-Тихоновском богословском институте состоялась совсем недавно, в конце сентября. Обсуждение прошло очень бурно, да и как по-иному, если многие утверждения соискателя впервые вводятся в историческую науку. Но при этом 18 членов комиссии из двадцати проголосовали «за» - за то, чтобы присвоить отцу Митрофану степень кандидата богословских наук.

И наконец в 2007 году появились исторические материалы к написанию жития преподобного Варлаама Керетского. Последовательность выхода книг не могла быть иной, убежден отец Митрофан, ведь преподобный Варлаам - ученик этих двух великих подвижников. Всему свой черед. И вот теперь настал черед надежде - обрести мощи святого, который до того, как стать монахом-отшельником по имени Варлаам, был «белым» священнослужителем (то есть женатым священником) на приходе Никольского храма в городе Коле. Было это в 30-40-е годы XVI столетия.

История его жизни, которой суждено стать житием, беспримерна в истории православного подвижничества. Трагична история даже его мощей, которые почитаются как святыня. Но обо всем по порядку.

Родом из Керети…

До недавних пор была известна лишь краткая «Повесть о Варлааме Керетском». Из нее можно узнать, что родился и воспитание получил (и даже «научен книгам», что было большой редкостью) будущий святой в Керетской волости, затем был поставлен пресвитером в Колу, в церковь Николы-Чудотворца. Он стал ревностным и одаренным пастырем, но однажды, поддавшись дьявольскому наущению, убил свою жену.

Ужаснувшись содеянному, взял на себя особый покаянный подвиг, долгое время плавая по морю на карбасе, в который уложил тело супруги. Когда оно полностью истлело, Варлаам понял, что получил прощение от Господа: знаком послужило то, что по его молитвам исчез навсегда от мыса Святой Нос страшный враг мореходов - морской червь-древоточец. После этого Василий принял монашеский постриг с именем Варлаам и много лет жил отшельником в карельских лесах.

Десятилетняя работа отца Митрофана как добросовестного исследователя позволила не только получить дополнительные материалы, которые шире раскрывали подробности жизни святого, восполняли недостающие детали, но и найти правильную трактовку многих эпизодов - чтобы преодолеть пошлость восприятия и непонимание сути подвига керетского подвижника. Впрочем, чтобы лучше это оценить, нужно только одно - самому прочесть книгу. А сейчас речь о другом.

Последнее, что удалось выяснить тогда автору: после пожара 1949 года, уничтожившего сельскую церковь, мощи святого некоторое время хранились в доме одной благочестивой прихожанки. В начале же 70-х, когда Кереть навсегда опустела, уехала оттуда и эта бабушка, и никто не знает, куда девались мощи, которые находились в деревянном ковчежце с разбитым стеклом.

…Минувшей весной после литургии в церкви Полярных Зорь к отцу Митрофану, который сослужил тогда владыке Симону, подошла пожилая женщина: «Ведь это вы написали книгу о Варлааме Керетском? А я родом из Керети…» Слово за слово, выяснилось, что Ольга Антоновна Николаева с детства помнит ковчежец, который хранила бабушка Юрьева, и может показать, где стоял тот дом. И вот наша экспедиция - на месте бывшего села, нас встречает Ольга Антоновна, которая специально приехала сюда, чтобы стать нашим проводником.

Все в прошлом

Печальное зрелище - нынешняя Кереть. Много веков это поморское село процветало, живя рыбным, соляным промыслом, затем лесозаготовительным. Если беднело на какое-то время, так из-за набегов воинственных финнов (так было и во время кончины преподобного, то есть в конце XVI века), а затем опять поднималось. В 60-х годах прошлого века село было признано нерентабельным, здесь закрыли школу, медпункт, магазин, библиотеку, хлебопекарню, лесозавод, отключили электричество. Обычная печальная история.

Грустно смотреть на руины села, стоящего на берегу речки Керети, неподалеку от выхода в Белое море, - что от недавно установленного поклонного креста, что с сельского погоста, от мраморных надгробий на могилах купцов Савиных. Их лесозавод кормил село до революции, их попечением была построена церковь Георгия Победоносца. Да и от часовенки, что стоит теперь, в последние пять лет, на месте этой сгоревшей церкви, глядеть на окрестности тоже невесело. Так и представляешь себе, как возвышался тут храм, вид от него открывался прямо на широкую излучину Керети, на просторы северные…

Ольга Антоновна, а затем оказавшиеся здесь же другие старожилы села (приезжают сюда на лето в уцелевшие пока родительские дома) изо всех сил стараются помочь, припоминая расположение строений и внутренних помещений, особенности жизни сельской общины после того, как уничтожена огнем была церковь.

- Вот здесь в доме у Марии Андрияновны была молельная комната, здесь же и ковчежец стоял, - вспоминает пожилой мужчина. - Помню, пацаном забрался в окно, увидел косточки - испугался не знаю как! Убежал, как заяц, и больше не лазил…

Затем всплывают из недр памяти имена Марфы Яковлевны Мишиной и бабушки Зины - они вместе с бабушкой Юрьевой и были главными хранительницами православной традиции в последние годы жизни села.

Сенсации и их предчувствие

Отец Митрофан и Марк Шахнович расспрашивают свидетелей, волонтеры азартно копают. Впрочем, усердие их тщательно контролируется руководителями работ, а то ведь дилетантам дай волю - нарушат все, что только можно. Вот уже вместо бурьяна - довольно аккуратный «раскоп», обнаживший сначала доски пола бабушкиной избы, а затем и подполье.

«Копатели» добросовестно демонстрируют любую найденную мелочь. «Пока одна этнография», - вздыхает Марк Михайлович. Его печаль как обладателя лицензии на археологические изыскания понятна. Оживляется лишь тогда, когда отец Сергий показывает кусок кремня. «Это же каменный век! Откуда здесь кремень? Очень интересно!» Потом все дружно пробуют добыть из кремня искру кресалом (подойдет любая железка). И правда - получается.

Постепенно темнеет. Ночлег гостеприимно предоставили сотрудники рыбоводного пункта, что стоит в полукилометре от бывшего села (единственное живое здесь предприятие) на порожистом месте - то, что нужно для семги. Там и встречаем следующее утро - ясное, морозное, покрывшее полегшую траву густым слоем инея. Идем к часовне, где еще один доброволец, Александр Савин, показывает местоположение старой часовни над могилой святого. Место, которое он уверенно указывает, в нескольких метрах от того, что вчера так же уверенно указывала Ольга Антоновна.

- Обычное дело, - говорят археологи. - Столько лет прошло, да и детьми они все были, масштабы и расстояния не так воспринимались, как сейчас.

Марк Шахнович и Юлия Кожевникова - специалисты своего дела. Он заведует отделом археологии в Карельском государственном краеведческом музее, она - историческим отделом Спасо-Кижского Патриаршего подворья в Петрозаводске. На их счету - огромное количество экспедиций, в Кольском же крае Марк и Юлия принялись работать недавно по приглашению епархии. Как оказалось, в Мурманской области специалистов-археологов нет, а работы - непочатый край. Так получилось, что первой, по крайней мере за последнее десятилетие, археологические изыскания по изучению эпохи Средневековья с помощью специалистов решила провести именно епархия. Кстати, совсем недавно на наших глазах родилась историческая сенсация. Да-да, речь именно об обнаружении древнего городища в селе Варзуга.

- Когда мы с Юлией ехали в июне в Варзугу, чтобы произвести раскопки на указанном отцом Митрофаном месте, я сам не верил, что версия подтвердится, - говорит Марк Шахнович. - Однако свершилось почти невероятное: мы действительно обнаружили самое северное укрепленное городище начала XV века. Окончательные данные радиоуглеродного анализа мы получили в середине августа, и теперь можно уверенно говорить об открытии.

После этого, уже в августе, археологи побывали в Борисоглебском на месте прежнего Трифонова Печенгского монастыря, в нейтральной пограничной зоне. Удалось найти точное место, где стояла та самая, построенная еще самим преподобным, церковь.

И туда, и в Кереть они вернутся будущей весной.

- Привезу в Кереть свою команду, за три-четыре дня сделаем красивый раскоп. Найдем все, что нужно, или подтвердим, что искать здесь нечего, - обозначает перспективу Марк. - Нам всегда интересно работать по православным объектам, а здесь места и вовсе особенные.

Легкого пути не будет

С сожалением покидаем Кереть. Преподобный Варлаам «не открылся» нам. Значит, еще не время.

Только успеваем доехать до Чупы, как нас накрывает сильная метель - первая в этом году. Несколько часов медленно движемся в снежной круговерти, машину даже покачивает порывами ветра. Мы в теплом автомобиле, а святой Варлаам, тогда еще просто отец Василий, преодолевал любую непогоду в своем поморском карбасе с печальным грузом, сидя на веслах. 36 раз прошел он морским путем от Керети до Колы и обратно. Паруса в течение всего его трехлетнего странствия ни разу не понадобились - ветер всегда дул встречный, а над судном висело облако холодного сырого тумана. До сих пор жители северного побережья при приближении холодного тумана говорят: «Ну вот, Варламьева лодья подошла».

Невероятно трудным был его искупительный подвиг. Не нашли покоя и его мощи - не раз горели в пожарах, теперь и вовсе утеряны. Никогда ему не было легко, так чего же ждать легкой победы теперь?

Фото: Кабыш Зоя
Cело Кереть. Часовня на месте сгоревшей церкви построена пять лет назад.
Фото: Кабыш Зоя
Cело Кереть. Отец Митрофан и Марк Шахнович вели беседы со старожилами.
Фото: Кабыш Зоя
Кереть. Вид на село от поклонного креста.
Фото: Кабыш Зоя
Cело Кереть. Бабушка Юрьева и не знала, какой интерес к ее бывшей избе проявят археологи.
Фото: Кабыш Зоя
Такова участь Керети…
Зоя КАБЫШ, Кереть - Апатиты

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.10.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня