28.10.2009 / Наш край

Курс - на сайку!

Фото: Ещенко С. П.
Траулер «Иван Торнев» доставил первые сотни тонн сайки, открыв путину.

Прижавшись синим бортом к родному причалу, траулер «Иван Торнев» в понедельник принимал в свои недра картошку и прочую снедь для пропитания экипажа, готовясь снова выйти в море. Хотя минули всего сутки, как он пришел в Мурманск. СТМ доставил первые сотни тонн сайки, открыв путину. По его следу за этой рыбешкой отправились и другие суда.

Сайку, которую еще называют полярной тресочкой, «писком» рыбных прилавков не назовешь - влет она не уходит, а потому ее промысел у заполярных рыбаков особого энтузиазма не вызывает. Хотя есть тому и еще одна немаловажная причина. Прежде чем выловить, рыбу надо найти, а это требует от добывающих компаний дополнительных затрат. В этом году миссию разведчика рискнул возложить на себя Мурманский губернский флот.

- Научных обоснований по началу промысла и месту расположения основного скопления рыбы нет. Взяли на себя обязательство отыскать, хотя эта процедура довольно затратная. Но, учитывая то, что мы работаем консолидированно с траловым флотом, пошли на осознанный экономический риск. Все-таки для крупнотоннажного флота это, конечно, несравнимо большие затраты, чем для нас, - отметил исполнительный директор МГФ Станислав Никаноров.

Так уже сложилось, но для Николая Трофименко, капитана СТМ «Иван Торнев» и морского волка с 22-летним стажем, этот поход за сайкой оказался разведкой вдвойне - именно ее промыслом ему никогда раньше заниматься не доводилось, а тут еще предстояло «указать» точный курс другим рыбакам.

- Первые трое суток поиска вообще были безуспешны. На четвертые нашли, но малочисленные скопления. А потом шторм начался. Основной объем обнаружили на седьмой день, и тогда уже судно заработало на полную мощь - ежесуточный вылов превысил 70 тонн. Больше наши мощности не позволяют обрабатывать. Скопления нашли достаточные, чтобы на промысел могли выйти и другие суда. А мы загрузились полностью и вернулись в порт. Привезли 351 тонну мороженой сайки и 10 тонн рыбной муки, произведенной в море. Но желательно вылавливать большие количества, выгружаясь на месте промысла, чтобы судно не тратило время и топливо на переходы. В данный момент так не получилось. Правда, сегодня снова пойдем, и на этот раз руководство флота планирует обеспечить транспортное судно, чтобы нам не прерывать добычу, - поделился Николай Андреевич.

Хотя и пришлось «сбегать» в порт, рейсом капитан остался вполне доволен:

- Была поставлена задача найти - нашли!..

С поиском сайки рыбаки справились, а вот найдет ли сайка покупателей? Вопрос не праздный, ведь из-за низкого спроса в минувшем году МГФ вообще не отважился на ее добычу.

- На сегодня наметки на сбыт есть. И, как правило, первый улов расходится быстро. Но в прошлые годы бывало, что сайка задерживалась в холодильниках на шесть-семь, а то и больше месяцев. Но это уже, наверное, задача сбытовиков - найти нормальный сбыт как в России, так и за ее пределами, - заметил Станислав Никаноров. - А что касается работы флота, то другого варианта все равно нет: либо кораблям находиться в отстое в порту, либо выходить на промысел и осваивать возможное. И надеемся, что спрос на сайку все-таки будет, потому что практически освоены квоты на путассу, на треску заканчиваются, сельдь тоже подходит к концу, а в торговле завершается реализация добытой мойвы…

Начавшейся саечной путине уделила внимание и областная власть. Причем заместитель губернатора Олег Тигунов не стал скрывать, что прибыл на борт «Ивана Торнева» не только поприветствовать экипаж, но и «познакомиться» поближе с еще незнакомой ему рыбкой:

- Становится практически традицией - встречать корабли, которые возвращаются с уловом, - заметил заместитель главы региона. - Когда наши суда приходят в Мурманск и здесь реализуют свою продукцию, конечно, это радостно, это приятно. И еще - хочу сайку попробовать, раньше не приходилось. Говорят, что она не очень вкусная, не такая жирная. Посмотрим, у каждого свой вкус…

Председатель комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Сергей Балябо поделился с журналистами, как продвигается решение проблемы с научными квотами. Она-то и ограничивает возможности морских исследователей, накладывая дополнительную нагрузку на промысловиков.

- Проблема серьезная, и принимаются все усилия, чтобы ее решить, - подчеркнул он. - Наши предложения рассматривались и в Государственной думе, и в Совете Федерации. Очень надеемся, что к концу года все-таки будет принято положительное решение.

Говоря о результатах работы рыбаков Мурмана, Сергей Балябо отметил, что в этом году по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом морских биоресурсов освоено больше на 46 тысяч тонн. А поскольку с добычей суда все-таки потянулись к родным берегам, с возросшей нагрузкой заработал и порт.

- Минувшие выходные выдались жаркие, за двое суток выгружено 4,2 тысячи тонн рыбопродукции. Такое и в советские времена было сверх норм. Сейчас под выгрузкой стоит восемь судов и еще на подходе два большегруза, - заметил помощник генерального директора ОАО «Мурманский морской рыбный порт» Антон Артемьев. - Организуем дополнительные бригады, причем и в ночь, чего давно уже не случалось. Только в мойвенную путину приходилось так работать. Но успеваем, справляемся. И как раз промысел сайки станет одной из проверок готовности порта к пиковым, авральным нагрузкам, что снова ожидается в весеннюю мойвенную путину. Технике опять предстоит работать круглосуточно.

Пока она портовиков не подводит, но намерены они поднарастить свои силы. По словам гендиректора предприятия Владимира Соколова, к весне планируется приобрести по лизингу новые электропогрузчики, чтобы быть на сто процентов уверенными, что порт не подведет рыбаков и отработает мойвенную путину, как надо.

Фото: Ещенко С. П.
Траулер «Иван Торнев» принимает в свои недра картошку и прочую снедь для пропитания экипажа, готовясь снова выйти в море.
Фото: Ещенко С. П.
Траулер «Иван Торнев». Шеф-повар Николай Праваторов с жареной сайкой.
Фото: Ещенко С. П.
Траулер «Иван Торнев». Технолог Михаил Слепченко.
Фото: Ещенко С. П.
Траулер «Иван Торнев» принимает в свои недра картошку и прочую снедь для пропитания экипажа, готовясь снова выйти в море.
Фото: Ещенко С. П.
Траулер «Иван Торнев» принимает в свои недра картошку и прочую снедь для пропитания экипажа, готовясь снова выйти в море.
Татьяна РЯЗАНОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.10.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня