03.12.2009 / Наш край

Морская этика

В 70-е годы проблема повышения скорости проводки транспортных судов ледоколами становилась все актуальнее. Иной возможности увеличить интенсивность перевозок на трассах Северного морского пути не было. И проблема эта имела разные преломления.

Вслед за появлением новых мощных атомных и дизель-электрических ледоколов требовалось заменять сильно изношенный арктический транспортный флот. Большую часть его составляли физически и морально устаревшие суда класса Л-1, в то время как при росте скоростей проводки требовались транспорты более высокой и надежной ледовой ходкости класса УЛ. На смену стали приходить крупные по тому времени балкеры серии У и Д, дизель-электроходы серии ГЭС и другие. Но проблема повышения скорости движения во льдах с пополнением флота до конца еще не решалась. Интересно размышляет на эту тему в книге «Капитан первого атомного» Борис Макарович Соколов:

«…Объем грузоперевозок возрастает. Пароходства вынужденно посылают в Арктику старые суда. А потом нас обвиняют, что мы водим караваны на больших скоростях, а отсюда, мол, и различные повреждения. Что же, мы должны одно судно три месяца вести?

Некоторые капитаны не знают, как вести себя в караване, теряются и от каждой маленькой льдины шарахаются в сторону, тут уж недолго и до беды… Приказываешь увеличить ход, а он боится, наоборот, сбавляет, глядишь, и застрял, а затем и весь караван остановился. А могли бы проскочить…

Да, иногда так и хочется выразиться вслух, что я о нем думаю. Но нельзя. Сдерживаюсь и своих помощников строго наказываю, если позволяют себе лишнее в разговорах по каравану».

Особенно остро проблема, обозначенная в страстном монологе Соколова, встала, когда капитаны начали пересаживаться на поступавшие новые мощные суда. Выяснялось, что технику обновить можно, а сразу изменить психологию управлявших ею очень непросто. И эта задача тоже легла на плечи судоводителей ледоколов. Им приходилось объяснять коллегам парадоксальные вещи - что на малой скорости идти более опасно, потому что ледокол хуже управляется, и канал получается более извилистым, быстрее забивается льдом. Ледокольщики же стараются выбрать оптимальную скорость движения, на которой всем будет безопаснее…

Встречались, правда, среди ведомых и такие, на кого воздействовать было бесполезно, - с «психологическим тормозком», как выразился капитан Андрей Смирнов, который вел «Ленина» в последний рейс. Но в большинстве своем капитаны понимали, что иного в их нелегкой работе не дано, и буквально с каждым рейсом прибавляли в квалификации, прислушиваясь к более опытным коллегам.

В результате не просто выигрывало дело. Выработался особый, интеллигентный и уважительный, стиль общения судоводителей, идущих в караване, который отмечали в мурманчанах капитаны самых разных флотов. Отмечают этот фирменный мурманский стиль и до сих пор, когда обстановка на ледовых дорогах уже не такая оживленная.

Похоже, суперсовременные транспортные технологии, такие как атомная, отрабатывавшаяся на ледоколе «Ленин», не только к себе побуждали обращаться «на Вы», но приучали так же корректно вести себя и с коллегами.

* * *

В биографии первенца атомного ледокольного флота много славных свершений. Им посвящена приуроченная к юбилею книга мурманского журналиста Владимира Блинова «Ледокол «Ленин». Первый атомный», с фрагментом которой «Мурманский вестник» познакомил читателей 1 декабря. Предлагаем вниманию читателей еще несколько интересных страниц из нового издания.

Публикации по этой теме:

Любопытный адмирал "Мурманский вестник" от 01.12.2009

С полярниками на борту "Мурманский вестник" от 03.12.2009

Морская этика "Мурманский вестник" от 03.12.2009

Владимир БЛИНОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.12.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,975176,504780,539973,5615
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня