10.12.2009 / Наш край

В едином центре - любую справку

Фото: Федосеев Л. Г.
Сергей Смитюшенко.

Единый центр по предоставлению государственных услуг населению в скором времени появится в Мурманске. В просторном и светлом большом зале можно будет совершить сразу несколько операций - например, оплатить коммунальные услуги, подать документы на временную регистрацию или на оформление заграничного паспорта, оформить сделку по купле-продаже или решить любой другой из множества насущных вопросов. И все это - под одной крышей.

Таким образом правительство области намерено активно подключиться к реализации важной задачи, о которой в последнее время настойчиво говорят первые лица страны, - обеспечить информатизацию процессов управления, развивать компьютеризацию страны в целом и каждого отдельного региона. Подробнее об этом рассказал первый заместитель губернатора области Сергей СМИТЮШЕНКО.

- Задачу информатизации государственных услуг люди смогут представить себе лишь в том случае, когда поймут, как этот процесс отразится на их повседневной жизни. Соответственно и правительство области во главе с губернатором смотрит на эту ситуацию через призму потребностей обычных жителей Мурманска. Кроме того, чиновники - такие же потребители государственных услуг, как и все остальные, так что вопрос этот в равной степени касается всех. Если я, например, продаю машину, то автоматически становлюсь участником гражданских правоотношений, и мне, как любому другому, не хочется бегать по разным конторам и терять время в очередях, а хочется решить этот вопрос по возможности быстро и с удобством. Если я намереваюсь подключить свою дачу к газоснабжению, то я не должен доказывать, что у меня эта дача есть и что она стоит на принадлежащем мне участке земли, а не на соседском.

Перечень таких ситуаций обширный, каждый может сюда добавить свое. И все мы, к сожалению, знаем, как порой непросто бывает сейчас решить эти элементарные вопросы. Знаем и то, как выглядит подобный процесс в странах, где информатизация оказываемых государством услуг населению давно стала практикой повседневной жизни. К примеру, в Канаде любой житель дома может через Интернет оставить заявку о вывозе, скажем, мусора - ровно в оговоренный день и час приедет представитель соответствующей службы и выполнит заказ. Так и у нас должно быть: нужна гражданину справка о его зарплате двадцать лет назад - он должен иметь возможность не выходя из дома сделать электронный запрос в госархив с просьбой отправить ответ в ту организацию, которой эта информация потребовалась. В результате не тратятся нервы и время на беготню по инстанциям.

Здесь важно, чтобы указания и призывы высшего руководства страны начали наконец реализовываться на практике. Об информатизации процессов управления и компьютеризации говорят давно. Но когда весной нынешнего года новая команда руководства областью приступила к работе, то выяснилось, что такая задача, как организация электронного документооборота, воспринималась сотрудниками аппарата как фантастическая идея. Информационные технологии как современный инструмент в госуправлении не использовались никак. Внедрение системы аудиовидеокоммуникации тоже казалось нереальным. Но достаточно было проявить немного настойчивости, вызвать у сотрудников интерес к новому, и буквально через несколько месяцев областная администрация получила и новую систему связи, и электронный документооборот.

Президент Медведев во время визита в Сингапур показал, как там государство оказывает электронные услуги своим гражданам. Мы не только обязаны, исполняя поручение президента, сделать доступным оказание государственных услуг населению в электронной форме, но и искренне хотим этого. Областные чиновники должны быть для человека не препятствием на пути к решению его проблем, а помощниками. Однако этого невозможно добиться без снижения эффекта так называемого человеческого фактора. Поэтому за счет внедрения информационных технологий мы хотим сократить необходимость контакта гражданина с чиновником, который может быть злым или добрым, в плохом настроении или вообще в отпуске. Исходя из этого, губернатор области Дмитрий Дмитриенко и поставил конкретную прикладную задачу - создание в области многофункционального центра оказания населению государственных услуг. Мы хотим избавить людей от необходимости бегать по различным учреждениям и собирать справки и предоставить им возможность прийти по одному адресу, к одному оператору, а потом через некоторое время вернуться к этому же оператору и получить требуемый ответ. Более того, если говорить о многофункциональности, центр должен предоставлять услуги разного рода - по оплате коммунальных услуг, оформлению временной регистрации, паспорта, заказа на ремонт сантехники и так далее. Причем речь идет об услугах, которые оказывает не только областное правительство, но и федеральные органы власти - миграционная служба, пенсионный фонд и другие. Все будут вовлечены в эту работу, четкие предписания правительства страны на этот счет всем федеральным структурам даны.

Рассматривается возможность реконструкции под этот центр бывшего Межсоюзного дворца культуры на улице Подстаницкого. Сейчас он в полузапущенном состоянии, однако обладает всеми необходимыми качествами - большие площади, доступность. Большой операционный зал с электронными табло займет один этаж здания, другой будет отдан под огромную серверную и информационно-вычислительный центр, какого в области еще не было. На первом этапе посетители будут общаться с операторами, в дальнейшем предусматривается взаимодействие по системе гражданин-компьютер. Необходимо развивать систему коммуникаций, тогда возникнет возможность прямо из дома обращаться в этот центр. Но для этого, разумеется, у человека должен быть компьютер с выходом в Интернет.

Это возвращает нас к вопросу об актуальности компьютеризации населения и его технологической грамотности. Страна в этом отношении сильно отстала, хотя Мурманская область выглядит довольно выигрышно на общем фоне. Однако и у нас многие с Интернетом не знакомы, особенно старшее поколение. Да и по скорости передачи данных мы от мира отстаем - говорить уже пора о двухполосном Интернете. Все эти цели реальны, нужно только желание работать в этом направлении, добиваться решения конкретных задач.

Создание центра предусматривает серьезные капиталовложения. Здесь областное правительство надеется на солидарную позицию депутатов областной думы, в особенности представителей «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России». Придется напрячься, наращивать активность и бизнесу. Если говорить о сроках, то в январе мы выйдем на реконструкцию здания, параллельно будем заказывать программное обеспечение, в марте начнем ставить программы на технику, прокатывать в тестовом режиме. Так что сроки довольно сжатые.

Ну а в перспективе возможно создание подобных центров в других городах области и слияние их в единую сеть. Если говорить в масштабах страны, то российское правительство ставит своей целью интеграцию подобных центров в субъектах Федерации между собой и с единым центром в России. Таким образом будут решаться поставленные руководством страны задачи.

Юлия МАКШЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.12.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,239673,724778,148871,3709
Афиша недели
Да здравствует копипастинг?
Гороскоп на сегодня