30.01.2010 / Наш край

В твоем купе царица размещалась!

В начале шестидесятых годов довелось мне немало поколесить по Кольскому полуострову. При случае, когда было по пути, отправлялся в командировку в «личном» салон-вагоне тогдашнего начальника Мурманского отделения Октябрьской железной дороги Симона Славина, человека добрейшей души и неравнодушного к представителям прессы. Вагон этот отцепляли от состава на нужной нам станции, и служил он пассажирам и гостиницей, и столовой, поскольку был оборудован соответствующим образом.

Снаружи старый, сохранившийся с еще дореволюционной поры, вагон казался неказистым и очень маленьким по сравнению с «глазастыми» цельнометаллическими потомками гэдээровской постройки. Но это было обманчивое впечатление. Внутри салон-вагон, обшитый каким-то материалом вишневого цвета, удивлял простором и убранством. Все, начиная от ажурных бронзовых дверных ручек и вешалок и кончая вишневого же цвета дверьми и старинными электрическими плафонами, было сделано явно по специальному заказу незаурядными мастерами своего дела. Это подтверждали и другие детали интерьера, которые не сразу бросались в глаза. Старинное убранство несколько контрастировало с современной радиотелевизионной начинкой, однако впечатление старины и какой-то загадочности от этого не становилось меньше.

Не раз и не два задавал я Симону Абрамовичу вопрос: а кто ездил в этом вагоне раньше, в старое дореволюционное время? И каждый раз Славин шутливо отвечал одно и то же:

- Царь-батюшка! А в твоем купе размещалась царица.

Как шутку я это и принимал.

После ухода Славина на пенсию вагон этот поставили на запасной путь прямо под окнами нынешнего высотного здания управления отделения дороги. Пришли иные времена, иные люди встали у руля заполярной магистрали, равнодушные к пышной роскоши загадочного вагона. Да и сам он к тому времени порядком поизносился: комфорт комфортом, а ездить в нем на большой скорости стало небезопасно. Вот и определили его на отстой в резерве.

Я уже стал забывать о командировочных переездах в диковинном вагоне, когда мне напомнили о нем столичные коллеги-тассовцы. Было это ровно четверть века назад, в начале 1985 года.

- Есть данные, - сказал мне спецкор тогдашней общественно-политической редакции ТАСС Евгений Малюта, - что до сих пор сохранился вагон, в котором из Петербурга в Москву вместе с членами правительства переезжал Владимир Ленин. Следы вагона ведут в Мурманск. Поинтересуйся у местных железнодорожников, что знают о нем…

Вот тут-то и вспомнились мне поездки в славинском салон-вагоне. Уж не тот ли самый?

Вместе с новым начальником отделения дороги Анатолием Александровичем Зайцевым пришли мы на стоянку салон-вагона. Облазили его снизу доверху, пока не нашли заводской номер, другие приметы. О находке немедленно сообщили в Москву. А вскоре меня известили, что это действительно один из вагонов ленинского спецпоезда. К тому же нашлись якобы и доказательства того, что этот салон-вагон раньше служил походной резиденцией последнего русского царя. Так что в шутке Симона Абрамовича Славина о дореволюционной принадлежности вагона, похоже, была доля истины.

К сожалению, тогда я не до конца отследил его дальнейшую судьбу. Доподлинно известно лишь то, что 4 февраля 1985 года в составе поезда № 181 он прибыл из Мурманска в Москву, а позднее был переправлен на Люберецкий вагонный завод для реставрации. Затем его планировали в качестве революционной реликвии поставить под стеклянным колпаком в Центральном музее железнодорожников, рядом с легендарным паровозом № 245 серии «С», который вел ленинский состав из Петербурга в Москву.

Перестройка всей жизни страны сломала эти планы. Не пощадила судьба и реликвию российских железнодорожников. Вспомнили о ней лишь когда в столице решили создать музей истории железнодорожной техники Московской магистрали. Правда, до реставрации вагона дело не дошло. Не нашлось к тому времени материалов для воссоздания его первоначального облика. Однако и реконструированный вагон дает представление о том, какие условия создавались в пути не только для императора, но и для первых лиц государства.

- Мы выяснили, что таких вагонов в царском депо было несколько, - рассказал мне на днях по телефону заместитель директора музея Московской железной дороги Георгий Брядов. - Пять лет назад один из них, возможно, тот самый, из Мурманска, стал экспонатом нашего музея, другой экспонируется в музее Октябрьской железной дороги. Довелось и мне не раз слышать, что в нашем вагоне царь якобы подписал свое отречение от престола. Подтвердить же эту версию документально пока никому не удается. Но вот что хотелось бы особо отметить: такие вагоны строились только отечественными специалистами и предназначались лишь для первых лиц государства. В годы советской власти, пока не появились новые, ими охотно пользовались высшие государственные деятели страны. Это были действительно удобные и надежные в эксплуатации передвижные резиденции отечественных правителей.

Василий БЕЛОУСОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.01.2010

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня