06.03.2010 / Наш край

Самолет хорошо, а реанимобиль оказался надежней

В первый день календарной весны в Никеле случилась беда. В плавильном цехе - подразделении Кольской ГМК - при работе на термопечи произошел выброс пара. В результате работник получил обширные ожоги тела - второй, третьей и четвертой степени. Его срочно поместили в Печенгскую ЦРБ и сразу подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Но вскоре стало понятно, что имеющихся здесь возможностей может не хватить.

В Мурманский центр медицины катастроф сообщение о случившемся поступило второго марта - врачи районной больницы обратились за консультацией. Тут же был созван консилиум главных специалистов минздравсоцразвития области и профильных врачей Мурманского центра медицины катастроф.

- Ожог очень обширный - 60 процентов площади тела, к тому же мужчина получил ожог дыхательных путей. Этот фактор будет усугублять течение заболевания, - говорит директор Мурманского территориального центра медицины катастроф Владимир Буянов. - Так как в моей практике уже были такие пациенты, то я предложил продолжить лечение на центральной клинической базе. Ведь больным с такой высокой степенью ожогов нужны особые условия. Это, кстати, пожалуй, вообще самая затратная форма лечения: все его стадии, поддержание функций организма, выхаживание требуют такого высокого технологического уровня, обеспечить который могут только специализированные клиники. Ближайшая из них, где действует ожоговый центр, находится в Петербурге - это НИИ скорой помощи имени Джанелидзе.

Обсудив ситуацию, участники консилиума пришли к выводу о том, что пострадавшего необходимо из Никеля транспортировать именно туда. Но как транспортировать? Всем нам, конечно, первым делом придет на ум авиация - кто же еще сможет доставить человека быстрее! Скажем, позавчера бригада Мурманского центра медицины катастроф выполнила авиарейс в отдаленку. Жителю Териберки, которому медики диагностировали острое мозговое нарушение с подозрением на инсульт, потребовалась срочная помощь специалистов. Однако из-за разбушевавшегося циклона автодорога была закрыта. Выручил вертолет «Авиационной компании КонверсАвиа». Он вылетел с бригадой врачей на побережье около часа дня, а в половине пятого больной уже был доставлен в отделение неврологии областной клинической больницы.

Однако в никельском случае воспользоваться «вертушкой» оказалось невозможно. В ней не обеспечить необходимый для ожогового больного предельный уровень стерильности и другие необходимые условия.

С самолетом тоже не срасталось. В последний раз жителя нашей области доставляли авиасанрейсом на центральную клиническую базу полтора года назад. Тогда ожог получил семнадцатилетний парень, который по своей дурости залез на крышу вагона. Возникшая электрическая дуга чуть его не погубила. Парня тогда доставили в московский ожоговый центр рейсовым пассажирским самолетом Ту-154. И... тот рейс стал последним подобным на всей территории России.

Дело в том, что гражданская авиация дружно перешла на боинги. А в них в отличие от «тушек» пассажирские кресла не убираются, в результате установить носилки с больным просто негде. То есть транспортировка тяжелобольных рейсовыми самолетами стала невозможной. И теперь только некоторые частные авиакомпании в состоянии обеспечить транспортировку тяжелого больного специально оснащенным самолетом.

Впрочем, «крылатый» вариант поставили под вопрос, а потом и закрыли сами небеса. Да-да, тот самый буран, который только начинался над северной частью области, заставил опустить взгляд на землю.

- В контакте со специалистами НИИ имени Джанелидзе мы приняли решение, что пострадавшего в клинику питерского института нужно отправлять специализированным реанимационным автомобилем, - говорит Владимир Буянов. - Самое главное - этого нельзя было откладывать. Пациента вывели из ожогового шока, и пока ожоговая болезнь не вступила в стадию разгара, был короткий промежуток времени, чтобы его перевезти. Если бы упустили этот момент, то его уже нельзя было бы транспортировать.

И автомобиль отправился из Питера в путь длиной более полутора тысяч километров. Дорожники, которые в то время сгребали снег с «ленинградки» и областных дорог, сами того не зная, принимали участие в спасательной операции. Они со своей работой справились. 4 марта группа питерских специалистов прибыла в Никель, а к 18 часам реанимобиль уже отправился в обратный путь - в Северную столицу.

- Сложность транспортировки таких пациентов прежде всего в том, что на протяжении всего пути требуется искусственная вентиляция легких. А когда аппарат работает в статичном положении - это одно, и совсем другое дело - во время движения: всякое может произойти. Задача бригады - ни в коем случае не допустить остановку вентиляции, - отметил Владимир Буянов. Сам он постоянно находился на связи с перевозившей пострадавшего бригадой. И заранее договорился с карельскими коллегами из республиканского центра медицины катастроф, что в случае необходимости те обязательно окажут помощь - прибудут на любой участок по пути следования реанимобиля. Этого не потребовалось, но остановка в Петрозаводске все-таки была сделана. Там больному провели биохимический анализ крови, который показал, что его состояние по крайней мере не ухудшилось.

А в 18.30 вчера Владимир Михайлович вновь связался с редакцией:

- Привезли! Состояние больного стабильное. Конечно, лечение ему понадобится длительное. В перспективе предстоит пересадка кожи. Но человек достаточно молодой - тридцать пять лет, организм у него крепкий - будем надеяться, что все закончится благополучно.

...А в Никеле создана комиссия, которая будет разбираться в причинах несчастного случая. В нее входят специалисты Ростехнадзора, Гострудинспекции и других ведомств. Ожидается, что результаты станут известны через 10-15 дней.

Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.03.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня