19.03.2010 / Наш край

В тралах флота - успех мурманчан

Фото из архива тралфлота.

90 лет назад родился Мурманский траловый флот. Правда, колыбелью его был Архангельск. Однако удаленность этого порта от основных районов промысла и сложности с поставками для судов угля (его покупали в ту пору у Англии) заставили перевести главную базу рыбаков в Мурманск. Перевод начался в 1924 году. Одновременно на берегу Кольского залива создавались предприятия для обслуживания промысловиков - рыбный порт, рыбокомбинат, судоверфь. С того времени и начал наш областной центр превращаться в рыбную столицу.

Если в 1920 году мурманские рыбаки выловили всего 50 тысяч пудов рыбы, то в 1926-м - уже более 800 тысяч. И основная часть этих уловов приходилась на траулеры, которые постепенно вытесняли суда, промышлявшие по старинке - с помощью ярусов и ставных неводов. В 1932 году в составе тралфлота было уже 54 траулера. Их общий улов составил 529 тысяч центнеров или десятую часть всей добытой в стране морской рыбы. Успешно шло освоение новых районов промысла, разведанных в Баренцевом и Норвежском морях. А по труду, как говорится, и честь. В 1939 году капитаны Д. Бурков и А. Стрельбицкий, матросы Н. Бусленко, А. Виноградов и И. Старовойтов стали первыми среди мурманских рыбаков кавалерами ордена Ленина. Такой же награды были удостоены управляющий трестом «Мурманрыба» Н. Скорняков и помполит Б. Куликов.

Война застала почти полсотни тралфлотовских судов в море. Вернувшись в порт, многие из них заступили на боевую вахту - стали тральщиками и сторожевыми кораблями. Остальные под фашистскими бомбами продолжали ловить рыбу, обеспечивая ею фронт и тыл. За три года войны они добыли свыше 850 тысяч центнеров рыбы, выпустили большое количество рыбных консервов и рыбьего жира. Но были и большие потери. В борьбе с фашистами погибли вместе с экипажами тридцать два рыболовных траулера. Среди них легендарные «Туман» и «Пассат», повторившие подвиг «Варяга». Достойно сражались с врагом бывшие работники флота, вставшие в строй защитников Заполярья. Морской пехотинец Иван Сивко совершил подвиг, за который был посмертно удостоен звания Героя, а знаменитый катерник Александр Шабалин был отмечен им дважды.

В послевоенные годы флот практически обновился. На смену небольшим паровым судам пришли мощные большие морозильные траулеры, способные месяцами работать вдали от родных берегов. В 1962 году тралфлотовцы добыли 5 миллионов 665 тысяч центнеров рыбы. Это был самый большой улов за все время существования флота. За выдающиеся трудовые заслуги многие рыбаки были отмечены государственными наградами, а капитаны А. Маклаков, П. Телов и Д. Шайтанов, старший механик В. Попов и старший мастер по добыче рыбы П. Городилов стали Героями Социалистического Труда.

Высокую оценку государства получил и весь коллектив Мурманского тралового флота. В январе 1975 года он был награжден орденом Октябрьской Революции.

Славные традиции коллектив поддерживал и в последующие годы. В его рядах появились новые лидеры - капитаны Иван Шаньков, Прокопий Решетов, Николай Гуцкалов, Яков Гунин, Юрий Прутков, Георгий Тишков, старшие мастера по добыче рыбы Константин Мошников, Василий Козлов и ряд других промысловиков. Для тралфлотовцев стали доступны все моря Мирового океана. Они вели промысел не только в Северной Атлантике, но и у берегов Африки и Латинской Америки, в районе Антарктиды и даже в Индийском океане.

Когда начались экономические реформы, ведущий государственный промысловый флот страны был преобразован в открытое акционерное общество, стал частным предприятием. Сейчас в его составе четыре транспортных рефрижератора, девять судов проекта «Атлантик-488» и еще восемь других типов. Общая численность работающих - 2700 человек. По словам исполнительного директора флота Николая Карлина, ежегодно предприятие добывает свыше 230 тысяч тонн рыбы множества видов. Причем потребитель получает ее не только в мороженом виде - непосредственно на судах флота изготавливаются и консервы из скумбрии, сельди и сардины, а также печени трески. Еще более разнообразен ассортимент продукции берегового предприятия «Кильдин». Флот активно участвует в реализации городской социальной программы «Дешевая рыба».

Его продукция пользуется большим спросом в Великобритании, Исландии, Канаде, Китае, Норвегии, Швеции, Японии, во многих африканских странах. Но большая ее часть реализуется все-таки на внутреннем рынке. Флот - лауреат конкурса «100 лучших товаров России», дважды лауреат конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», единственный в Мурманской области победитель конкурса «Всероссийская Марка. Знак качества ХХI века».

К сожалению, непродуманный как следует переход страны на рыночные рельсы серьезно осложнил работу не только тралфлотовцев, но и всех промысловиков Северного бассейна. У всех у них хватает проблем, которые частенько чересчур медленно решаются государством и не позволяют заполярным предприятиям отрасли полностью раскрыть свой потенциал. Об этих проблемах, о возможных путях их устранения «Мурманский вестник» рассказывает своим читателям регулярно… Но сегодня, когда тралфлот отмечает свой юбилей, хотелось бы подчеркнуть то, что и в не самых простых условиях он стремится проводить активную социальную политику, направленную на сохранение рабочих мест, оказание помощи своим ветеранам и социально незащищенным слоям населения Мурманска. А основной задачей на ближайшую перспективу предприятие, по словам его исполнительного директора, считает повышение производительности труда, увеличение вылова рыбы и выпуска готовой продукции, улучшение качества товаров и услуг. Пожелаем же ему в этом удачи. Ведь успех главного рыбацкого флота Мурмана - это одновременно и успех многих тысяч наших земляков, и добрый вклад в копилку всего края.

Василий БЕЛОУСОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.03.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,180776,720479,533073,2334
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня