28.08.2010 / Наш край

Мурманское кино

28. Возвращаясь к началу

Для истории как нельзя более верно высказывание о том, что все новое - это хорошо забытое старое. Ну в самом деле, очень многое, действительно почти все, что удается «открыть» в минувшем, было раньше известно нашим предкам, но потом по тем или иным причинам затерялось в веках. Потому и находки, которыми время от времени сопровождаются поиски материалов по кинопрошлому Кольского Заполярья, конечно, весьма условны. Но от этого, на мой взгляд, не менее интересны. Чтобы не быть голословным, предлагаю вам мысленно перенестись на 85 лет назад, в ту пору, когда художественный кинематограф на Мурмане только начинался.

В самой первой публикации цикла («Мурманский вестник» за 5 августа 2008 года) я уже писал о фильме «Песнь тундры», с которого, собственно, и ведется отсчет лентам, снятым в нашем крае. Писал поневоле коротко, сообщая читателям, что речь в картине «шла, в духе той эпохи, о конфликте саамов-лопарей со скупщиками пушнины, в котором на стороне угнетенных туземцев принимает активное участие ссыльный революционер. Заканчивалось все, разумеется, оптимистически: победой нового строя над отжившим свое, «проклятым» прошлым». Кроме нескольких строк, кратко определявших содержание, да еще выходных данных, не было известно практически ничего, поскольку сам фильм до наших дней не сохранился.

И вот, перелистывая не так давно подшивки старой «Полярки», наткнулся на то самое хорошо забытое старое. 12 сентября 1925 года в главной газете края появилась заметка об организованной Госкино экспедиции на Кольский полуостров. Выяснилось, что «Песнь…» (в черновом варианте имевшая другое название) являлась весьма масштабным для тех лет кинопроектом. А заодно всплыли и многие любопытные детали. Судите сами. «Экспедиция в составе 13 человек артистов, - сообщал корреспондент Б. Зайцев, - приехала в Мурманск для заснятия натурных кадров нового фильма «Борьба за Север». Сценарий этого фильма написан молодыми пролетарскими писателями Белобородовым и Костаревым, которые несколько месяцев тому назад специально приезжали сюда, чтобы на месте ознакомиться как с историческими, так и с бытовыми особенностями Мурманска. Фильм «Борьба за Север», имеющий 6 больших частей, носит эпически производственный с этнографическим уклоном характер. Так, финский эпос «Калевала» переплетается с картинами стройки Мурманской жел. дор. и бытом лопарей-оленеводов. Действие происходит и в доисторическую эпоху Мурманского края, и в 1905 г., и в начале Октябрьской революции, и в дни оккупации Мурмана иностранцами, и в настоящее время, и даже заставляет зрителей обратить свои взоры в будущее, которое авторы сценария считают блистательным как в экономическом, так и в культурном отношении».

Тут же давалось и разъяснение идеологической сути ленты: «Таким образом, целый ряд лет борьбы за Север, за овладение его неисчислимыми естественными богатствами приводит к весьма благоприятным результатам. Труды и жертвы не пропали даром и принесли богатые плоды, которые нам, современникам и зрителям фильма, удастся использовать только в будущем (правда, может быть, уже и не таком далеком)».

Киногруппа работала на Кольском полуострове больше месяца. Съемки шли в Мурманске и его окрестностях. Кроме того, за натурой ездили на Тулому. В числе прибывших в губернский центр артистов были и в то время весьма известные: Павел Курзнер, Александр Шабельский, Николай Шарап, Виктор Плотников. В дальнейшем, после возвращения кинодеятелей в Ленинград, фильм, по всей вероятности, претерпел существенные изменения. Об этом свидетельствует как смена названия, так и то, что сценаристом картины в итоговом варианте вместо Белобородова и Костарева значится Владимир Шмидтгоф. 10 сентября 1926 года «Песнь тундры» вышла на экраны, была в целом неплохо принята зрителями и критикой и навсегда осталась в истории кино как первый игровой фильм в СССР, сделанный на северном материале.

Возвращаясь к самому началу художественных киносъемок в Кольском Заполярье, давайте вспомним еще одну не сохранившуюся, не дошедшую до нас ленту - «Ледяная судьба», имевшую и другое название - «В бухте золотых песцов». В отличие от предыдущей, открывшей северную тему для «важнейшего из искусств», она, по мнению киноведов, завершила первичное освоение Севера молодым советским кинематографом.

Картина рассказывала о коллективе метеорологической станции, находящейся далеко за полярным кругом, в бухте Ледяная судьба. Волей случая на станции оказывается Эльга - дочь капитана потерпевшего крушение шведского корабля. Встретив людей из страны, где произошла революция, Эльга присматривается к своим спасителям, удивляется, стремится понять их. Неожиданно выясняется, что среди зимующих на станции есть вредитель. Им в итоге оказывается Игорь Далькрицкий - бывший вор и растратчик Попов. Финал и здесь оптимистичен: герои успешно преодолевают трудности нелегкой зимовки, а кроме того, с помощью жителей ближайшего к метеостанции стойбища задерживают пытавшегося бежать разоблаченного врага.

Режиссер Владимир Петров при работе над фильмом широко использовал возможности, которые давала ему природа Кольского полуострова. Ленту, где были задействованы замечательные актеры Николай Прозоровский, Владимир Викулин, Петр Кузнецов, Вероника Бужинская, Олег Жаков, снимали не только в Мурманске, но и в Хибинах, в Александровске, на острове Кильдин. «Ледяная судьба», созданная в 1929 году, предвосхитила появление на экранах страны новых положительных персонажей - полярников, ставших уже в ближайшем будущем героями целого ряда картин.

Следующий фильм раннего периода истории «мурманского кино», о котором следует упомянуть, трудно пока не только описать, но даже идентифицировать. В статье ленинградского журналиста Бориса Бродянского «Кино и Север», опубликованной в «Полярке» 22 августа 1929 года, в числе прочего рассказывается о том, что ленинградская фабрика «Совкино» работает на Кольском полуострове над картиной «Поселок большого огня» на тему колонизации Карело-Мурманского края. Однако фильм с таким названием (из-за того ли, что оно в конечном счете было изменено, или по какой-либо другой причине) так никогда и не вышел в прокат.

Наиболее похожа по названию и другим данным на него немая ленинградская лента «Огонь» 1931 года выпуска - одна из первых картин знаменитого впоследствии Марка Донского. Хотя она и не вызвала сколько-нибудь широкого общественного резонанса, но, по мнению киноведов, заявила о несомненной одаренности молодого художника, давшей результаты уже в звуковом кино. Но поскольку и этот фильм до наших дней не дошел, утверждать что-либо определенное по этому поводу сложно.

Ну, и наконец еще одна не столь давняя находка, относящаяся к периоду, когда игровое кино делало в нашем крае самые первые шаги. И снова обратимся к подшивкам «Полярной правды». 8 апреля 1934 года газета напечатала заметку «Предки подождут». Киноэкспедиция в Мурманске». Процитирую: «В Мурманск из Каневского оленеводческого совхоза вернулась экспедиция Московского кинокомбината. Руководит экспедицией режиссер Александр Литвинов. Операторы А. Солодков и С. Уралов. В совхозе экспедиция производила съемку ряда сцен для кинокартины «Предки подождут». Экспедиция пробыла в тундре 9 дней. Весь состав экспедиции жил в палатке. Метеорологические условия были чрезвычайно тяжелые. Несмотря на трудности, план съемки удалось выполнить полностью. Основная часть кинокартины «Предки подождут» заснята на Чукотке, куда киноэкспедиция выехала еще в 1932 году и пробыла там полтора года. Районы работ киноэкспедиции на Чукотке были: Уэлен, бухта Лаврентия, мыс Чаплин, т. е. теперешний район сосредоточения экспедиций по спасению челюскинцев. В главной роли в картине снимается китайский артист Чжоу-Фун-Тун. Он снимался в выпущенной той же экспедицией кинокартине из жизни береговых чукчей - «Джоу». Кинокартина «Предки подождут» будет готова к 1 мая». Тут же рядом была помещена и фотография кадра из будущего фильма, названная «Лечение оленей в корале».

Вот так выяснилось, что наш край в очередной раз выступил в роли Чукотского полуострова. Так оказалось, что Кольский полуостров связан с именем одного из самых известных советских режиссеров восточной половины страны. И действительно, творческие пристрастия Александра Литвинова лежали в основном на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Снимал он не только художественные, но и документальные и научно-популярные ленты. Позже работал на киностудии «Сибтехфильм», был первым секретарем правления Свердловского отделения Союза кинематографистов. В 1956 году за создание 12 документальных фильмов о Дальнем Востоке и за книгу «В Уссурийской тайге» получил престижную премию Ф. Ф. Буссе, присуждаемую исследователям, внесшим значительный вклад в изучение Приморья.

Приезд киногруппы в тогдашний Мурманский округ Ленинградской области объяснялся просто: не хватило натуры. Несмотря на длительное пребывание на Чукотке, необходимо было отснять еще несколько северных, снежных сцен. Ехать ради этого на другой конец страны оказалось слишком накладно. Да и сроки поджимали - надо сдавать картину. А тут, почти под боком, настоящее Заполярье, до которого запросто можно добраться по железной дороге. И вся необходимая экзотика - тундра, олени и прочее, что называется, в двух шагах. Потому и отправились киношники на Кольский полуостров.

Снятая Литвиновым картина при выходе на экран поменяла название на «Хочу жить». В официальных справочниках сведения о ней скудны. Помимо имен режиссера, сценаристов Г. Павлюченко и Ю. Смирнитского и даты выпуска - 31 октября 1934 года - больше нет никакой информации. Однако уже сейчас мы можем добавить к этим данным имена операторов и актера, сыгравшего в фильме главную роль.

Ну а со временем, кто знает, может быть, всплывут еще какие-то источники, обнаружатся находки, раскрывающие интересные подробности как этого, так и других эпизодов мурманской киноистории и по-своему подтверждающие мысль о том, что все новое - хорошо забытое старое...

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.08.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня