02.09.2010 / Наш край

На подряд - не всех подряд

В нашей области заработала новая схема комиссионного отбора строительных организаций для выполнения капитальных ремонтов жилых домов.

Состояние значительной доли жилищного фонда в российских городах, мягко скажем, оставляет желать лучшего. Во многих домах десятилетиями не проводился не только капитальный, но и косметический ремонт. Сейчас большая часть квартир принадлежит на правах собственности самим жильцам. Но и в этой ситуации государство не уходит от ответственности за протекающие крыши и залитые водой подвалы отечественных многоэтажек.

В рамках проводимой в стране реформы ЖКХ еще в 2007 году был принят Федеральный закон № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Он, в частности, определяет порядок распределения и расходования бюджетных средств, выделяемых государством на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов. Через региональные и муниципальные органы власти федеральные деньги доходят до конкретных домов. Второй год участвует в этом процессе и Мурманская область.

Понятно, что деньги - это лишь средство для достижения определенной цели, которой в данном случае является качественный и долговечный ремонт дома. И главная задача состоит в том, чтобы выбрать добросовестного и умелого подрядчика - строительную компанию, способную с соблюдением необходимых технологий и в оговоренный срок выполнить весь объем запланированных работ.

В прошлом году отбор подрядчиков вели сами собственники жилья. В нынешнем функцией организатора комиссионного отбора наделена саморегулируемая организация «Жилищно-строительное объединение Мурмана» - в соответствии с постановлением областного правительства от 11 июня 2010 года, утвердившим региональную адресную программу проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов на текущий год. О том, как ведется работа, мы беседуем с директором этого некоммерческого партнерства Николаем Мартьяновым и председателем контрольного комитета, руководителем комиссии по комиссионному отбору Николаем Крапивиным.

- Почему правительство области поручило организовывать и проводить комиссионный отбор подрядчиков именно вашей организации?

- Первоначальный опыт в других регионах показал, что товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам и управляющим компаниям подчас не хватает специальных познаний и практики в этом виде деятельности, - рассказал Николай Мартьянов. - Это привело к тому, что ремонт части объектов был выполнен с достаточно серьезными нарушениями. А это чревато как финансовыми потерями, так и необходимостью переделок. На некоторых объектах до сих пор устраняются огрехи, вызванные изначально неправильным выбором подрядных организаций. Правительство нашей области пришло к выводу, что было бы правильным поручить эту часть работы специализированной организации. Наша СРО объединяет строительные предприятия, которые имеют допуск на выполнение тех видов работ, которые входят в перечень капитального ремонта жилых домов. Мы же имеем квалифицированный персонал для контроля их деятельности. Поэтому, очевидно, власти и посчитали разумным сконцентрировать отбор подрядчиков в наших руках.

Хочу подчеркнуть, что мы - некоммерческая организация. Нам законом запрещено извлекать какой-либо доход из своей деятельности. Единственный источник наших доходов - членские взносы партнеров. Поэтому от организации процедуры и проведения комиссионного отбора СРО каких-либо выгод, в том числе материальную, и доходов не имеет. Распределением денежных средств мы не занимаемся. Наша функция, как указано в постановлении, - организовать проведение комиссионного отбора. Для этого в СРО сформирована специальная комиссия. В нее входят представитель государственного заказчика (в данном случае - правительства области), представители муниципалитетов и собственников жилья. Впрочем, участвовать в работе комиссии, правда, без права голоса, может любое заинтересованное лицо.

- Думаю, есть смысл осветить более подробно роль вашей организации в этом процессе. Начнем с работы самой комиссии...

- Она состоит из трех этапов, - включился в разговор Николай Крапивин. - Первый - публикация объявлений о комиссионном отборе и сбор заявок. Затем наши специалисты внимательно изучают и анализируют документы, предоставленные кандидатами на участие в комиссионном отборе. Таким образом определяется перечень тех, кто реально имеет право претендовать на получение подряда. Третий этап - подведение итогов и объявление победителей.

- Эта схема прошла антикоррупционную проверку?

- Безусловно. В процессе разработки процедуры комиссионного отбора, утвержденного постановлением правительства области, приняли участие и прокуратура, и специалисты управления Федеральной антимонопольной службы. Повторюсь: мы - некоммерческая организация. Наш статус не позволяет скрыть какие-либо обстоятельства. Любые действия СРО подлежат публичному освещению, включая движение наших внутренних финансовых средств, состав комиссии и так далее.

- Кто имеет право участвовать в комиссионном отборе? Только члены вашей саморегулируемой организации?

- Да нет, конечно. Свою заявку на участие в комиссионном отборе может прислать любая организация. Никаких ограничений нет. Более того, у нас нет критериев, которые позволили бы создать какие-либо преференции членам партнерства. Мы лишены возможности лоббировать чьи-либо интересы. Так изначально прописана сама процедура.

- Каковы критерии отбора? Лучшее качество за меньшие деньги?

- Меньшие деньги здесь не главное. Сумма, выделенная на тот или иной дом, определялась еще на стадии подачи заявок в федеральный Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Она заведомо известна, ее уменьшение не является существенным критерием для отбора подрядной организации. Главное - наиболее качественное и быстрое выполнение всего объема работ.

- В оплате ремонта своими деньгами участвуют и собственники жилья. Могут ли они поэтому сами выбрать себе подрядчика?

- Согласно все тому же Федеральному закону № 185 порядок отбора устанавливают региональные власти. Опыт других регионов показал, что передать этот процесс самим собственникам жилья значит получить неоднозначные результаты. Поэтому и было принято решение подключить к нему нашу организацию. Кроме того, при формировании условий проведения комиссионного отбора власти пришли к выводу о необходимости объединить все работы, осуществляемые на одном многоквартирном доме, в один лот. Чтобы не получилось, что, скажем, одна компания отремонтировала крышу, а потом пришли лифтовики для починки лифта, немножко эту крышу повредили, возникла необходимость ее снова перекрывать - и так далее, по кругу... Нужно, чтобы был один подрядчик на весь цикл работ.

- Плюсы принципа «один дом - один лот» очевидны. Как говорится, будет с кого спросить. Но не ограничит ли он участие в комиссионном отборе небольших фирм?

- Это не так. Никто ведь не лишает их права найти субподрядчика. Возможно и соглашение между несколькими организациями о том, кто и какую работу будет выполнять. Но участвовать в комиссионном отборе может одно юридическое лицо.

- Есть в этом году еще какие-то особенности проведения капитальных ремонтов жилых домов?

- Да, есть. Это обязательное наличие строительного контроля в виде отдельной функции, выполняемой по отдельному договору, - вновь взял слово Николай Мартьянов. - В прошлом году контроля как такового вообще не было. А технический надзор осуществляли сами заказчики. В этом году строительный контроль будут выполнять организации, победившие на отдельном комиссионном отборе и имеющие специалистов, соответствующую технику и допуск на ведение подобных работ, выданный СРО. Ведь далеко не все можно проверить на глаз. Технологии такая штука - непрофессионала можно обмануть.

- И все же у кого-то может сложиться впечатление, что саморегулируемая организация забрала капитальные ремонты «под себя» и теперь, что называется, пилит денежки северян...

- Повторю еще раз: мы к деньгам никакого отношения не имеем. Мы занимаемся лишь процедурой, при которой достойная организация получит возможность реализовать конкретный проект ремонта того или иного многоквартирного дома. Деньги, поступая из федерального бюджета в муниципалитеты, там и остаются. На определенной стадии по мере выполнения работ их получат строительные организации. Распорядителем средств будут заказчики. Они заключают договоры подряда и договоры строительного контроля. Они же осуществляют приемку работ. И, подписывая акты приема-передачи выполненных работ, распоряжаются тем самым финансовыми средствами, позволяя подрядной организации, качественно выполнившей работу, получить деньги, которые ТСЖ, ЖСК или управляющая компания и заявляли в качестве федеральной помощи для капитального ремонта дома.

- Но организация и проведение процедуры комиссионного отбора вам как-то оплачиваются?

- Нет. Это совершенно исключено. В постановлении специально оговорено, что эта работа ведется на безвозмездной основе. И это нормально. Ведь саморегулируемые организации строителей в стране как раз и создавали для помощи властям в подобных вопросах.

- Комиссионные отборы уже идут. Много набирается участников? - адресовал я свой следующий вопрос Николаю Крапивину.

- Достаточно много. Причем и крупные, и небольшие фирмы. Интерес у строителей к этой работе есть. В ЗАТО Александровск, например, в комиссионном отборе участвуют по шесть-семь предприятий. В Апатитах и Кандалакше даже встречаются компании из других регионов. Нам, конечно, проходится внимательно анализировать огромное количество комиссионной документации. Но такая активность строителей, безусловно, радует.

- Однако и комиссионный отбор не дает стопроцентной гарантии от недобросовестных подрядчиков. Скажем, даже крупная компания может набрать такой объем работ, с которым не сумеет справиться.

- В принципе, прецеденты были. Чтобы предупредить подобную ситуацию на начальном этапе, совместно с правительством Мурманской области наша СРО и разработала действующую систему. На стадии комиссионного отбора отсеиваются ненадежные претенденты. Из самых надежных избирается победитель. На стадии реализации конкретного проекта заработает строительный контроль. Выполняющая его организация участвует в приемке работ, в подписании акта приема-передачи каждого этапа выполненных работ, фиксирует, что получается, а что нет. И при срыве сроков, указанных в договоре, заказчик вправе поставить вопрос о его расторжении.

- И что тогда - новый комиссионный отбор?

- Наша схема тем и хороша, что дает объективную оценку не только победителю, но и всем участникам. Она позволяет отследить, какой следующей компании можно доверить дальнейшее выполнение этих работ. Нет необходимости организовывать новый комиссионный отбор. Это логически продумано в постановлении правительства области.

- В общем, дело сдвинулось с мертвой точки?

- Хоть и достаточно сложно, достаточно болезненно, где-то через преодоление непонимания, но полагаю, что мы справились и перелом наступил, - подвел итог нашему разговору Николай Мартьянов. - Это позволит людям увидеть начало конкретных работ. Потому что некоторые в это не верили и вначале весьма прохладно отнеслись к идее поручить нашей организации проведение процедуры комиссионного отбора. Ведь нигде в стране подобной практики пока нет. Но они оценили ситуацию объективно и пошли навстречу. В середине ноября состоится V всероссийский форум «Стратегия развития жилищного строительства». Нас уже пригласили принять в нем участие, поделиться опытом. На него обратили внимание за пределами Мурманской области. И многие полагают, что наш проект заслуживает внимания и интересен для других регионов. Серьезность и прозрачность разработанной схемы, на мой взгляд, подтверждает тот факт, что в ЗАТО Александровск по итогам работы комиссии победитель не определен и выбор строительной организации не состоялся. Значит, отбор действительно проводится не для галочки, а чтобы добиться поставленной цели.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.09.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня