23.09.2010 / Наш край

Мы выбрали путь развития»

Ректор МГГУ Андрей Сергеев убежден, что гуманитарии востребованы обществом

Фото: Федосеев Л. Г.
Ректор МГГУ профессор Андрей Сергеев.

Как уже сообщал «Мурманский вестник», старейший вуз Кольского полуострова недавно был преобразован в Мурманский государственный гуманитарный университет. Стратегическое направление МГГУ, уверен ректор университета профессор Андрей Сергеев, - оставаться одним из наиболее значимых гуманитарных исследовательских центров, укреплять свои позиции как ведущего вуза.

- О пресс-конференции, посвященной переменам в университете, «Мурманский вестник» рассказал неделю назад. И в тот день дискуссия между преподавателями МГГУ, которую они ведут на сайте нашей газеты, вспыхнула с новой силой. Высказываются, например, мнения, что вуз теряет высококвалифицированных преподавателей, что переименование и реорганизация ничего ему не дают, а лишь отвлекают от насущных проблем выживания, не говоря уж о развитии. А что вы думаете по этому поводу?

- В любой организации, а уж тем более в образовательном учреждении, всякая реорганизация происходит очень болезненно. Одной из причин неприятия перемен является то, что преподаватель, профессор, ученый имеет определенную интеллектуальную власть. И прощаться с нею крайне сложно. Я думаю, что именно в этом причина пессимизма некоторых людей. Конечно, ошибки есть у всех, нет идеальных людей. Конечно, полемика и разные взгляды - это нормально. Однако в том споре, как я вижу, присутствуют и передергивание фактов, и субъективная интерпретация. Хотя понятно, что человек переживает, когда вдруг понимает, что он теряет интеллектуальную власть. Для вузовских преподавателей определенного круга это одна из серьезнейших проблем.

Задачи, которые мы ставили на пути преобразования, - удержать вуз, сохранить профессорско-преподавательский состав и контингент студентов, дать университету возможность не только выжить, но и найти новые источники и пути развития. Эти проблемы сегодня стоят перед ректорами практически всех вузов. Некоторые предпочитают в сложный момент просто отсидеться, рассуждая примерно так: коль идет сокращение финансирования, буду переводить преподавателей на 0,9-0,8 ставки... У нас, на Крайнем Севере, хоть как-то спасают коэффициент и полярки, а ведь есть вузы, где профессора зарабатывают по 10-12 тысяч рублей, и это предельные заработки.

- В связи с ожидаемым развитием того же Штокмановского месторождения регион нуждается в специалистах технического профиля. Почему вы не пошли по пути преобразования МГПУ в классический или технологический университет?

- Для перехода в ранг классического университета нужны силы, которыми мы не располагаем. Сам я окончил именно классический университет в Петрозаводске, учился в аспирантуре и докторантуре в СПбГУ. И потому отлично понимаю, что нужны иное финансирование, наличие определенного уровня квалификации профессорско-преподавательских кадров, сильная материальная база. У нас также нет потенциала и для создания технико-технологического университета - все же наш вуз долгие годы был ориентирован на подготовку учителей, по сути своей гуманитариев. И для гуманитарного у нас есть соответствующая база: лаборатории, кадры... К тому же именно в этом качестве мы востребованы, об этом говорит конкурс среди абитуриентов, который с годами не снижается - проблем с набором не испытываем. Да и специалисты, которых собираемся выпускать, области нужны.

Кроме того, мы ведем научные разработки в гуманитарной сфере. В Кольском научном центре ведь нет ярко выраженной гуманитарной структуры в отличие от филиалов РАН в других регионах, где существуют институты языка, литературы, истории, права, философии. Они производят интеллектуальный научный продукт, имеющий региональное значение и учитывающий местную специфику. В Мурманской области эту функцию всегда брал на себя наш университет. Большинство наших разработок связано с гуманитарной сферой. Все это вместе и определило выбор дальнейшего пути развития.

- Насколько ваш научный продукт пользуется спросом?

- Разрабатываются и действуют федеральные целевые программы, связанные с лингвистикой, культурой, историей, социологией; само участие в них - уже большое достижение. Существуют различные аналитические ведомственные программы, в них мы тоже работаем и получаем за это деньги. Есть Российский гуманитарный научный фонд, который заключил с правительством области соглашение на паритетных началах. Разработанные нашими преподавателями проекты проходят ряд различных экспертиз. Сначала заявки рассматриваются экспертным советом РГНФ по Мурманской области, потом учеными-экспертами из Москвы.

- За счет чего университет планирует развиваться?

- Мы отдаем себе отчет в том, что стоять на месте нельзя. Есть конкуренция с другими вузами в регионе, значит, в чем-то надо быть привлекательнее. Можно, например, чередовать какие-то специальности - один год набирать на одни, второй - на другие, которые востребованы на рынке труда. Особое внимание уделяем дополнительным образовательным программам, они все самоокупаемы. Познакомиться с ними можно на нашем сайте. А вот от открытия филиалов мы отказались - нерентабельно. Такова и политика российского министерства образования и науки. Иметь филиалы могут позволить себе лишь немногие вузы.

- Каков прогноз развития университета связан с перспективами рынка труда?

- Да, и при этом опираемся не только на анализ, проводимый соответствующими региональными структурами. Наша лаборатория социологических исследований предоставляет нам неплохой материал о том, кто будет востребован в регионе завтра. Мы его постоянно используем. И хотя сейчас акцент в Мурманской области сделан на подготовку технических специалистов, гуманитарная составляющая никуда не пропадет. Об этом говорит и то, что абитуриентов в вуз приходит много и конкурс у нас немалый.

- Одно время много говорилось о возможном объединении университета и педагогического колледжа. Как вы относитесь к этой идее?

- Мы готовы к такому шагу. Но кто нам отдаст педколледж? Учредители разные. Мы находимся в системе федерального министерства, он - областного подчинения. Хотя при положительном решении вопроса можно было бы выстроить интересную систему взаимоотношений педагогов и студентов. Ребята после окончания колледжа зачислялись бы сразу на второй курс. Для них это было бы удобно и выгодно.

- Какие предстоят изменения в отношении профессорско-преподавательского состава?

- С формальной точки зрения, докторов и кандидатов наук у нас достаточно. С точки зрения содержательной же, нельзя не заметить, что 40 процентов - это преподаватели педагогических дисциплин. Предстоит постепенно повышать квалификацию наших кадров. Кто-то, бесспорно, уйдет, придут новые люди. Но изменения нельзя проводить поспешно. Замещение должно идти плавно, спокойно.

- А что касается возраста преподавателей?

- Вопрос тоже непростой. Хотя пока соотношение возрастов меня не тревожит. Омоложение не самоцель - нужна преемственность.

- Вы начинаете преобразование в сложный период еще и потому, что Россия вступает в Болонский процесс. Это обстоятельство не пугает?

- Проблемы, конечно, будут, мы их видим. С одной стороны, конкуренцию, причем ощутимую, нам составляют вузы Финляндии и Норвегии. В последние годы много нашей молодежи предпочитает учиться там. Например, в Норвегии русских студентов больше, чем финских и немецких. Но, с другой стороны, такое геополитическое положение надо разумно использовать, что мы и делаем. Например, идем по пути реализации совместных программ подготовки бакалавров (в будущем и магистров), наши студенты будут получать два диплома, в том числе и европейского образца. Благодаря этому у них появятся более широкие возможности для самореализации и работы.

Кстати, из 11 так называемых признаков Болонского процесса 9 у нас уже реализуются. Сложнее обстоит с обучением наших ребят в Европе и иностранных студентов у нас. К сожалению, в стране не работает система фондов, связанных с подготовкой российских студентов за рубежом. В других странах такие фонды получили хорошее развитие, потому что они исключены из системы налогообложения: хочешь - плати налог, хочешь - вноси деньги в фонд. У нас этого нет, потому и возможности студентов учиться за границей ограничены. Второе направление, которое требует развития, - это обмен преподавателями между вузами разных стран Европы. В МГГУ постоянно можно встретить в студенческих аудиториях преподавателей, приехавших из-за рубежа. Например, сегодня у нас работают норвежец и англичанин. Несмотря на определенные сложности, и наши преподаватели читают лекции в Норвегии, Финляндии и Дании.

В заключение хочу сказать: я уверен, что МГГУ необходим нашей области. Еще советская интеллигенция выясняла, кто важнее - физики или лирики. У каждой стороны было достаточно аргументов в свою пользу. Но жизнь все расставляет по своим местам, доказывая, что одного без другого не бывает. В основании экономики, всей социальной жизни лежат именно отношения и взаимодействия людей. А их во многом определяют гуманитарные науки. Непонимание этого может вызвать серьезные проблемы в жизни общества.

В аудиториях университета.

Досье «Мурманского вестника»

Андрей Михайлович Сергеев родился в 1962 году в Кандалакше, учился в средней школе № 7. В 1984 году с отличием окончил Петрозаводский государственный университет по специальности «история». Затем четыре года работал учителем истории и обществоведения в средней школе № 4 Сегежи, в Карелии. Окончил аспирантуру и докторантуру философского факультета Санкт-Петербургского университета. С 1997 по 2006 год работал в Петрозаводском госуниверситете в должности доцента, профессора и заведующего кафедрой философии, проректором по научной работе и стратегическому планированию МГПУ, являлся научным куратором кафедры ЮНЕСКО. Автор более 50 научных и учебно-методических трудов.

В 2009 году избран ректором Мурманского педагогического университета.

Публикации по этой теме:

Гуманитарный без гуманитариев?! "Мурманский вестник" от 04.06.2010

Гуманитарий против гуманитарного?! "Мурманский вестник" от 09.06.2010

Подобие правды? "Мурманский вестник" от 29.06.2010

В новый год - в новом статусе "Мурманский вестник" от 08.09.2010

Мы выбрали путь развития». Ректор МГГУ Андрей Сергеев убежден, что гуманитарии востребованы обществом "Мурманский вестник" от 23.09.2010

«Новые» вузы начинают. Кто выигрывает? "Мурманский вестник" от 20.01.2011

Фото: Федосеев Л. Г.
В аудиториях университета.
Фото: Федосеев Л. Г.
В аудиториях университета.
Людмила ЛОПАТКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.09.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,178377,349179,826973,6911
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня