25.11.2010 / Наш край

Первым делом самолеты. Ну а люди? Военный аэродром под Мончегорском мешает жить горожанам

«Народ и армия едины» - этот лозунг для мончегорцев имеет буквальный смысл. В четырех километрах от города расположена авиационная база, деятельность которой не на шутку портит жизнь людям. Особенно тем, над домами которых в районе Мончи по нескольку часов в сутки ревут моторы реактивных самолетов.

- Когда строился аэродром, еще не существовало жилой зоны, - рассуждает мончегорец Валерий Баркан, заместитель директора Лапландского заповедника по научной работе. - Понятно, что во время войны было не до гула, к тому же рев поршневых машин не сравним с современными бомбардировщиками. Но есть и другая проблема: при работе двигателей внутреннего сгорания, особенно реактивных самолетов, выделяются вредные вещества - так называемые полициклические ароматические углеводороды. Наиболее изученный и распространенный из них - бензапирен (БП), во время опытов над мышами доказана его канцерогенность. Основными источниками БП в окружающей среде являются отопительные системы, особенно работающие на угле и мазуте, двигатели внутреннего сгорания, лесные пожары, горящие свалки. Например, в саже печных дымоходов настолько много бензапирена, что у трубочистов рак мошонки считался профессиональным заболеванием. Еще в 1994 году Лапландский заповедник при финансовой поддержке местного экологического фонда выпустил отчет «Аэротехногенное загрязнение природной среды Мончегорска и его окрестностей». В нем приведены данные о накоплении тяжелых цветных металлов и бензапирена в почве, ягодах и грибах. В работе показано, что полосы рассеивания БП довольно узкие и ограничены зонами взлета, которые проходят как раз над жилыми домами. В 2000-м статья на эту тему была опубликована в международном научном журнале «Atmospheric Environment».

Специалисты считают, что удалить зону взлета от города технически вполне возможно, хотя это будет стоить немалых денег.

А еще самолеты могут падать из-за технической неисправности или человеческого фактора. К сожалению, для военного аэродрома на 27-м километре, так еще называют авиабазу, это далеко не теория. 17 июня прошлого года бомбардировщик Су-24 рухнул на взлетно-посадочную полосу при заходе на посадку. К счастью, обошлось без жертв - оба пилота успели катапультироваться, но самолет сгорел. Су-24 (по классификации НАТО «Фехтовальщик») - это одна из наиболее массовых боевых машин российских ВВС. Бомбардировщик предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и подводных целей. Принят на вооружение в 1975 году. Кстати, именно с тех пор горожане и почувствовали мощь реактивных децибелов.

Катастрофы под Мончегорском случались и ранее, факт был описан в прессе, его не отрицает командование авиабазы. В июле 2003-го недалеко от города разбился МиГ-25, который выполнял учебно-тренировочный полет. Внезапно приборы показали перегрев машины, отказала система управления. Однако летчик не растерялся, сумел вывести самолет за жилую зону и только после команды руководителя полетов покинул борт, используя катапульту. Болотце под Лумбалкой приняло рухнувший МиГ.

- Предпринимались попытки сделать в городе замеры превышения шума, производимого самолетами. Например, такой запрос был от военной прокуратуры, - рассказал Виктор Онищенко, начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Мурманской области. - К сожалению, в нашем центре гигиены и эпидемиологии нет технических возможностей для такого исследования, не позволяет лабораторная база. Но как горожанин я считаю, что военные должны соблюдать нормативы, которые сейчас нарушены, - это очевидно и без замеров. Достаточно побыть на территории, над которой летят самолеты, послушать дикий рев моторов. Местные жители страдают из-за того, что в свое время сделаны просчеты как в градостроительстве, так и в планировке аэродрома. Ситуацию пора решать. Люди имеют право на отдых.

- Как мэр я, конечно, на стороне жителей, - признал Евгений Рухлов. - Но и на авиабазе работают люди, они тоже наши граждане, которые выполняют поставленные перед ними командованием задачи по поддержанию боеготовности ВВС. С этим нельзя не считаться.

- Авиаполоса построена в 1956 году с учетом технической и метеорологической необходимости взлетать именно так, а не иначе - большое значение имеет роза ветров, - комментирует ситуацию командир авиабазы полковник Андрей Можайский. - Но тогда был совсем иной парк самолетов. Сейчас это сверхзвуковые современные машины, почти в три раза возросла интенсивность полетов, мы летаем четыре дня в неделю - это существенная нагрузка. Такой график необходим для поддержания боеготовности части, а в итоге обороноспособности страны. Командование по возможности принимает меры для снижения интенсивности ночных полетов, по крайней мере после 23 часов. При определенных условиях выполняются полеты с обратным стартом - от города. Но это возможно только при особых метеоусловиях, которые, к сожалению, редки. В ходе проверок нарушений не выявлено, все параметры выдерживаются. Исключено какое-либо воздушное хулиганство. Мы понимаем, что доставляем горожанам неудобства, наши летчики также живут в городе. Но мы выполняем поставленную задачу - это люди должны осознавать. Мы ведь граждане одной страны.

...Помнится, когда грянула перестройка и из-за нехватки авиационного керосина военные не имели возможности летать на своих крылатых машинах, северяне переживали вместе с ними. Не было слышно гула моторов с 27-го километра, не взмывали самолеты гарнизона на Высоком, что поблизости от Оленегорска. Пилоты отрабатывали «полеты» исключительно на плацу. Казалось, взрослые мужчины увлечены детской игрой, изображая траекторию взлета, маневренность машины. А небеса принадлежали только птицам. И так обидно было за державу. Поэтому, когда полеты наконец возобновились, гражданское население ощутило защищенность - свою и Родины. Но, к сожалению, некоторые из нас оказались словно на поле брани. Как не вспомнить советское изречение: войны не будет, но борьба за мир будет такой, что камня на камне не останется. Почему так?

Татьяна ПОПОВИЧ, Мончегорск

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.11.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,310174,858478,929472,4589
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня