29.12.2010 / Наш край

Автовокзал уходит под землю. Но в строгом соответствии с проектом

Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманский автовокзал уходит под землю.

Так что волноваться за судьбу Мурманского автовокзала не стоит. Он от такого перемещения в пространстве только выиграет. И первыми это почувствуют пассажиры. Не надо будет ожидать посадку на автобусы пригородных и междугородных маршрутов, стоя под снегом зимой или дождем летом. Посадка пассажиров будет проходить в комфортабельных условиях под нынешней нижней площадкой вокзала, а сама она превратится... Впрочем, обо всем по порядку.

Глубокая в буквальном смысле слова реконструкция автовокзала намечена в рамках инвестиционного проекта создания в областном центре на базе железнодорожного вокзала единого транспортно-пересадочного узла. Соглашение об этом было подписано год назад на I Международном экономическом форуме губернатором Мурманской области и руководством ООО «РЖД - Дирекция железнодорожных вокзалов». В комплекс войдут также морской и автовокзалы.

Последнему изменения, как, впрочем, и всем остальным, крайне необходимы. Отсчитывающий свою историю с далекого 1955 года, сегодня он мало соответствует предъявляемым к нему требованиям. Пассажиры ютятся в тесном зале ожидания на первом этаже жилого дома по улице Коминтерна, 16, а то и просто на скамейках рядом с местом посадки (на верхней площадке и их нет). Из-за отсутствия в замкнутом городском пространстве участка для отстоя ожидающих рейса автобусов их, еле дающих друг другу развернуться, порой скапливается до пяти десятков. Из всех услуг - только коммерческие ларьки с «джентльменским набором» из пива, сигарет и сладостей.

Проектом предусматривается перенос посадочной площадки на так называемый минус второй уровень. Это ниже даже ныне существующего нижнего надземного уровня, под которым будет вырыт котлован глубиною семь метров. Там планируется обустроить «ромашку» - круговую площадку, от которой, как лепестки, будут отрываться и выходить на маршрут автобусы. Здесь же - уютный и просторный зал ожидания. Теплый, светлый, даром что под землей. Кроме того, комната матери и ребенка, медпункт, кассы, бытовые и производственные помещения.

Прямыми внутренними переходами дожидающиеся рейса автопассажиры смогут, не выходя на улицу, подняться в помещения железнодорожного вокзала, где к их услугам будут деловая и торгово-развлекательная зоны, рестораны и кафе. Перекусив, они смогут отдохнуть в зимнем саду. В который, кстати, переоборудуют ныне открытый маленький парк, что расположен между зданием железнодорожного вокзала и нижней посадочной площадкой на автобусы. Она, как и сам парк, будет забрана под общую крышу из современных материалов и со временем превратится в пешеходную зону, выводящую на мост к морскому вокзалу. Он также будет крытым.

Но главное преимущество - подземный автовокзал спроектирован на одном уровне с перронами поездов дальнего следования. Туда можно будет выйти напрямую, минуя лестницы. Что, без сомнения, будет удобнее для транзитных пассажиров из области с тяжелыми вещами. Кстати, и перроны станут крытыми. Комплексную схему «крышевания» всех перечисленных объектов предложила известная испанская проектно-дизайнерская фирма «Газула». Подрядчиков-исполнителей определит по конкурсу выступающая в роли заказчика «РЖД - Дирекция железнодорожных вокзалов».

Сам внутренний переход от перронов к автовокзалу оборудуют пандусами (запланированы даже лифты) для людей с ограниченными возможностями передвижения - инвалидов, маломобильных больных. Его специально сделают шире, чем другой - дальний, по которому основная масса пассажиров будет, как обычно, по лестнице выходить в город. Но и этот участок будет крытым.

Нынешнюю верхнюю свою площадку автовокзал освободит. На ней разместятся торговый комплекс, стоянки маршрутных и обычных такси. Под ней - подземная парковка, рассчитанная на 450 легковых машин.

Решение для областного центра, прямо скажем, оригинальное. Но, как при любом новоселье или большом ремонте, без проблем не обходится. Снимать их намерены поэтапно, но некоторые накладки по времени все же будут.

- Пока окончательно не определено, - говорит заместитель генерального директора ОАО «Мурманскавтотранс» Андрей Попов, в чьем ведении находится автовокзал, - куда на период строительства перенести посадочную площадку. Проще с залом ожидания и кассами. Они могут в это время по-прежнему располагаться в здании, где сейчас находится автовокзал.

Кстати, здание это по улице Коминтерна, 16, - муниципальная собственность, автовокзал там лишь арендует помещение. Как будет оно использоваться после его переезда под землю, решать уже городской администрации.

- У нас же главная проблема, - продолжает Андрей Валентинович, - площадка для предрейсового отстоя автобусов. Ситуация крайне усугубляется, когда из-за погодных условий перекрываются дороги до некоторых отдаленных населенных пунктов области. Тогда к уже имеющимся вынужденно прибавляются не успевшие проскочить до урагана машины. А места для их размещения на действующем автовокзале физически не хватает. Мы предлагаем устроить площадку отстоя в районе улицы Рогозерской с выездом на «Ленинградку». Точнее даже - настоящую автостанцию: стоянка с твердым покрытием, освещение, бытовые помещения для водителей, пункт медицинского контроля и диспетчерская. У нас вроде и есть подходящий для таких же целей филиал - Североморское автотранспортное предприятие на улице Транспортной. Но больно уж далековато от автовокзала, через полгорода с его пробками на дорогах. Оптимальный вариант был бы с обустройством вместительной площадки отстоя рядом с вокзалом по направлению к Мурманскому почтамту. Но там мешают две старые жилые двухэтажки по улице Привокзальной. Насколько мне известно, руководство «РЖД - Дирекции железнодорожных вокзалов» пообещало окончательно определиться со всеми еще остающимися неувязками, договориться с собственниками земли и доложить о готовности к началу реализации проекта чуть ли уже не к 1 февраля следующего года. Тогда, надеюсь, и мы получим конкретный ответ на нерешенные вопросы. И, как намечено, к 2016 году - к столетию города-героя Мурманска без преувеличения грандиозный план создания единого транспортно-пересадочного узла в областном центре будет претворен в жизнь.

Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманский автовокзал уходит под землю.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманский автовокзал уходит под землю.
Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.12.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,159477,684481,317975,3181
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня